проекции душевного образа. Так как такие отношения встречаются часто, то, должно быть, и душа часто
бывает бессознательна, то есть многие люди, должно быть, не сознают того, как они относятся к своим
внутренним психическим процессам. Так как эта неосознанность всегда сопровождается соответственно
полным отождествлением с персоной (см. душа),
то очевидно, что такая идентификация должна
встречаться часто. Это совпадает с действительностью постольку, поскольку действительно очень
многие люди вполне отождествляются со своей внешней установкой и поэтому не имеют сознательного
отношения к своим внутренним процессам. Однако бывают и обратные случаи, когда душевный образ
не проецируется, а остается при субъекте, откуда постольку возникает отождествление с душой,
поскольку данный субъект оказывается убежденным в том, что способ его отношения к внутренним
процессам и есть его единственный и настоящий характер. В этом случае персона, вследствие ее
неосознанности, проецируется, и притом на объект того же пола, а это является во многих случаях
основой явной или более скрытой гомосексуальности или же переноса на отца у мужчин и переноса на
мать у женщин. Это случается всегда с людьми, страдающими дефективной внешней
приспособляемостью и сравнительной лишенностью отношений, потому что идентификация с душой
создает такую установку, которая ориентируется преимущественно на восприятие внутренних
процессов, вследствие чего объект лишается своего обусловливающего влияния.
Если душевный образ проецируется, то наступает безусловная, аффективная привязанность к
объекту. Если же он не проецируется, то создается сравнительно неприспособленное состояние, которое
Фрейд отчасти описал под названием нарциссизма. Проекция душевного образа освобождает от занятия
внутренними процессами до тех пор, пока поведение объекта согласуется с душевным образом.
Благодаря этому субъект получает возможность изживать и развивать свою персону. Вряд ли,
конечно, объект сумеет длительно отвечать запросам душевного образа, хотя и есть женщины, которые,
отрешаясь от собственной жизни, в течение очень долгого времени умудряются оставаться для своих
мужей олицетворением душевного образа. В этом им помогает биологический женский инстинкт. То же
самое может бессознательно делать для своей жены и мужчина, но только это может повести его к
таким поступкам, которые в конце концов превысят его способности как в хорошую, так и в дурную
сторону. В этом ему тоже помогает биологический мужской инстинкт.
Если душевный образ не проецируется, то со временем возникает прямо-таки болезненная
дифференциация в отношении к бессознательному. Субъект все более и более наводняется
бессознательными содержаниями, которые он, за недостатком отношения к объекту, не может ни
использовать, ни претворить как-нибудь иначе. Само собой понятно, что такие содержания в высшей
степени вредят отношению к объекту. Конечно, эти две установки являются лишь самыми крайними
случаями, между которыми лежат нормальные установки. Как известно, нормальный человек отнюдь не
отличается особенной ясностью, чистотой или глубиной своих психологических явлений, а, скорее, их
общей приглушенностью и стертостью. У люден с добродушной и не агрессивной внешней установкой
душевный образ обычно носит злостный характер. Литературным примером для этого может служить та
демоническая женщина, которая сопровождает Зевса в «Олимпийской весне» Шпиттелера. Для
идеалистических женщин носителем душевного образа часто бывает опустившийся мужчина, откуда и
возникает столь частая в таких случаях «фантазия о спасении человека»; то же самое встречается и у
мужчин, окружающих проститутку светлым ореолом спасаемой души.
17. Идентификация
(Identification). Под идентификацией я подразумеваю психологический
процесс, в котором личность оказывается частично или полностью диссимилированной (см.
ассимиляция).
Идентификация оказывается отчуждением субъекта от самого себя в пользу объекта, в
который он, так сказать, перемаскируется. Отождествление с отцом, например, означает на практике
усвоение образа мыслей и действий отца, как будто сын был равен отцу и не был бы
индивидуальностью, отличной от отца. Идентификация отличается от имитации тем, что
идентификация есть бессознательная имитация,
тогда как имитация есть сознательное подражание.
Имитация есть необходимое вспомогательное средство для развивающейся, еще юной личности. Она
способствует развитию до тех пор, пока не служит для простого удобства и не задерживает развития
подходящего индивидуального метода. Подобно этому и идентификация может содействовать
развитию, пока индивидуальный путь еще не проложен. Но как только открывается лучшая
индивидуальная возможность, так идентификация обнаруживает свой патологический характер тем, что
|