Navigation bar
  Print document Start Previous page
 254 of 321 
Next page End  

объективации воли,
поскольку воля есть вещь в себе и потому чужда множественности; эти ступени,
конечно, относятся к определенным вещам, как их вечные формы или их образцы». /86-
Т.1. §25/ У
Шопенгауэра идея, правда, созерцаема, ибо он понимает ее совершенно в том же смысле, в каком я
понимаю изначальный образ; все же она непознаваема для индивида, она открывается только «чистому
субъекту познания», поднявшемуся над велением и индивидуальностью. /86- Т.1. §49/
Гегель совершенно гипостазирует идею и придает ей атрибут единственно реального бытия. Она
есть «понятие, реальность понятия и единство обоих». [Гегель.
Эстетика. I, 138] Идея есть «вечное
порождение». [Гегель. Логика III. С.242 f] У Лассвица идея есть «закон, указывающий то направление, в
котором наш опыт должен развиваться». Она есть «достовернейшая и высшая реальность». У Когена
идея есть «самосознание понятия, «основоположение бытия».
Я не хочу увеличивать число свидетельств в пользу первичной природы идеи. Достаточно и
приведенных ссылок для того, чтобы показать, что идея понимается и как величина основополагающая
и наличная априори. Это последнее качество она получает от своей предварительной ступени, от
изначального, символического образа (см.). Вторичная же ее природа абстрактности и производности
появляется от рациональной обработки, которой изначальный образ подвергается для того, чтобы быть
приспособленным к рациональному употреблению. Так как изначальный образ есть психологическая
величина, всегда и всюду самобытно возникающая, то в известном смысле то же самое можно сказать и
об идее; однако идея в силу ее рациональной природы гораздо более подвержена изменению при
помощи обусловленной влиянием времени и обстоятельств рациональной обработки, которая дает ей
различные формулировки, всегда соответствующие духу данного времени. Некоторые философы
приписывают идее, ввиду ее происхождения от изначального образа, трансцендентное свойство; но,
собственно говоря, такое свойство присуще не идее, как я ее понимаю, а, скорее, изначальному образу,
ибо ему присуще свойство безвременности потому, что он от века и повсюду придан человеческому
духу в качестве его интегрирующей составной части. Свое качество самостоятельности идея также
заимствует у изначального образа, который никогда не делается, но всегда имеется налицо и сам из себя
вступает в восприятие, так что можно было бы даже сказать, что он сам собой стремится к своему
осуществлению, ибо он ощущается нашим духом как активно определяющая потенция. Впрочем, такое
воззрение не всеобще; оно, вероятно, зависит от установки (см. главу VII).
Идея есть психологическая величина, определяющая не только мышление, но, в качестве
практической идеи, и чувство. Правда, я в большинстве случаев пользуюсь термином «идея» лишь тогда,
когда говорю об определении мышления у мыслящего; но точно так же я говорил бы об идее и при
определении чувств у чувствующего. Напротив, терминологически уместно говорить об определении
изначальным образом, когда речь идет об априорном определении недифференцированной функции.
Именно двойственная природа идеи, как чего-то первичного, ведет к тому, что этим термином
пользуются иногда вперемежку с «изначальным образом». При интровертной установке идея является
primum movens (первопричиной), при экстравертной — она оказывается продуктом.
19. Имаго. См. субъективный уровень. /19- С.60/
20.
Индивид. Индивид есть единичное существо; психологический индивид отличается
своеобразной и, в известном отношении, уникальной, то есть неповторяемой, психологией.
Своеобразие индивидуальной психики проявляется не столько в ее элементах, сколько в ее сложных
образованиях. Психологический индивид или его индивидуальность (см.) существует бессознательно
априори; сознательно же он существует лишь постольку, поскольку налицо имеется сознательное
отличие от других индивидов. Вместе с физической индивидуальностью дана, как коррелят, и
индивидуальность психическая, но, как уже сказано, — сначала бессознательно. Необходим
сознательный процесс дифференциации, необходима индивидуация (см.) для того, чтобы сделать
индивидуальность сознательной, то есть чтобы извлечь ее из тождества с объектом. Тождество
индивидуальности с объектом совпадает с ее бессознательностью. Если индивидуальность
бессознательна, то нет и психологического индивида, а есть только коллективная психология сознания.
В таком случае бессознательная индивидуальность является тождественной с объектом,
проецированной на объект. Вследствие этого объект получает слишком большое значение и действует
слишком сильно в смысле детерминирования.
21. Индивидуальность. Под индивидуальностью я понимаю всякое психологическое своеобразие
Hosted by uCoz