бессознательное они возникают из равномерного содействия обоих. Чисто сознательные, так же как и
исключительно бессознательные продукты, не являются per se символически убедительными
признание за ними характера символа остается делом символической установки созерцающего
сознания. Однако они настолько же могут восприниматься и как чисто каузально обусловленные факты,
например в том смысле, как красная сыпь скарлатины может считаться «символом этой болезни».
Впрочем, в таких случаях правильно говорят о «симптоме», а не о символе. Поэтому я думаю, что
Фрейд, со своей точки зрения, совершенно верно говорит о симптоматических, а не о символических
действиях (Symptomhandlungen) /121/, ибо для него эти явления не символичны в установленном мною
смысле, а являются симптоматическими знаками определенного и общеизвестного, основного процесса.
Правда, бывают невротики, считающие свои бессознательные продукты, которые суть прежде всего и
главным образом болезненные симптомы, за в высшей степени значительные символы. Но в общем, это
обстоит не так. Напротив, современный невротик слишком склонен воспринимать и значительное как
простой «симптом».
Тот факт, что о смысле и бессмыслице вещей существуют два различных, противоречащих друг
другу, но одинаково горячо защищаемых обеими сторонами мнения, научает нас тому, что, очевидно,
существуют явления, которые не выражают никакого особенного смысла, которые суть простые
последствия, симптомы, и ничего более, и другие явления, которые несут в себе сокровенный смысл,
которые не просто имеют известное происхождение, но скорее хотят стать чем-то и которые поэтому
суть символы. Нашему такту и нашей критической способности предоставлено решать, где мы имеем
дело с симптомами, а где с символами.
Символ есть всегда образование, имеющее в высшей степени сложную природу, ибо он
составляется из данных, поставляемых всеми психическими функциями. Вследствие этого природа его
ни рациональна, ни иррациональна. Правда, одна сторона его приближается к разуму, но другая его
сторона не доступна разуму, потому что символ слагается не только из данных, имеющих рациональную
природу, но и из иррациональных данных чистого внутреннего и внешнего восприятия. Богатство
предчувствием и чреватость значением, присущие символу, одинаково говорят как мышлению, так и
чувству, а его особливая образность, принявши чувственную форму, возбуждает как ощущение, так и
интуицию. Жизненный символ не может сложиться в тупом и малоразвитом духе, ибо такой дух
удовлетворится уже существующим символом, предоставленным ему традицией. Только томление
высокоразвитого духа, для которого существующий символ уже не передает высшего единства в одном
выражении, может создать новый символ.
Но так как символ возникает именно из его высшего и последнего творческого достижения и
вместе с тем должен включать в себя глубочайшие основы его индивидуального существа, то он не
может возникнуть односторонне из наивысше дифференцированных функций, а должен исходить в
равной мере из низших и примитивнейших побуждений. Для того чтобы такое содействие самых
противоположных состояний вообще стало возможным, оба этих состояния, во всей их
противоположности, должны сознательно стоять друг возле друга. Это состояние должно быть самым
резким раздвоением с самим собой, и притом в такой степени, чтобы тезис и антитезис взаимно
отрицали друг друга, а эго все-таки утверждало бы свою безусловную причастность и к тезису, и к
антитезису. Если же обнаруживается ослабление одной стороны, то символ оказывается
преимущественно продуктом одной стороны и тогда, в меру этого, он становится не столько символом,
сколько симптомом, притом именно симптомом подавленного антитезиса. Но в той мере, в какой
символ есть просто симптом, он теряет свою освобождающую силу, ибо он уже не выражает права на
существование всех частей психики, а напоминает о подавлении антитезиса, даже тогда, когда сознание
не отдает себе отчета в этом. Если же имеется налицо полное равенство и равноправие
противоположностей, засвидетельствованное безусловной причастностью эго и к тезису, и к
антитезису, то вследствие этого создается некоторая приостановка воления, ибо невозможно больше
хотеть, потому что каждый мотив имеет наряду с собою столь же сильный противоположный мотив.
Так как жизнь совершенно не выносит застоя, то возникает скопление жизненной энергии, которое
привело бы к невыносимому состоянию, если бы из напряженности противоположностей не возникла
новая объединяющая функция, выводящая за пределы противоположностей. Но она возникает
естественно из той регрессии либидо, которая вызвана ее скоплением. Так как вследствие полного
|