Navigation bar
  Print document Start Previous page
 274 of 321 
Next page End  

подавления антитезиса в образе «безобразнейшего человека».
52. Синтетическое. См. конструктивное.
53. Сознание. Под сознанием я разумею отнесенность психических содержаний к нашему эго
(см.), поскольку эго ощущает эту отнесенность как таковую. /122-
S.11; 76- S.3/ Отношения к эго,
поскольку они, как таковые, им не ощущаются, остаются бессознательными (см. бессознательное).
Сознание есть функция или деятельность [Ср. Riehl /123-
S.161/, который тоже понимает сознание как
«активность», как «процесс»], поддерживающая связь между психическими содержаниями и эго.
Сознание для меня не тождественно с психикой, ибо психика представляется мне совокупностью всех
психических содержаний, из которых не все непременно связаны прямо с эго, то есть настолько
отнесены к эго, что им присуще качество сознательности. Есть множество психических комплексов, из
которых не все по необходимости связаны с эго. /52/
54. Субъективный уровень. Когда я говорю об истолковании сновидения или фантазии на
субъективном уровне, то имею в виду, что лица или ситуации, встречающиеся в них, относятся к
субъективным факторам, всецело присущим собственной психике субъекта. Известно, что образ объекта,
находящийся в нашей психике, никогда не бывает абсолютно равным самому объекту, а самое большее
лишь похожим на него. Правда, образ этот создается через чувственную перцепцию и через
апперцепцию (см.) этих раздражений, но именно с помощью процессов, которые уже принадлежат
нашей психике и лишь вызваны объектом. Опыт показывает, что свидетельства наших чувств в высокой
степени совпадают с качествами объекта, однако наша апперцепция подвержена почти необозримым
субъективным влияниям, которые чрезвычайно затрудняют верное познание человеческого характера. К
тому же столь сложная психическая величина, какой является человеческий характер, дает чистой
чувственной перцепции лишь очень немного точек опоры. Познание характера требует эмпатии (см.),
размышления, интуиции (см.). Вследствие таких осложнений естественно, что конечное суждение имеет
всегда лишь очень сомнительную ценность, так что тот образ человеческого объекта, который мы в себе
слагаем, оказывается при всяких обстоятельствах в высшей степени субъективно обусловленным.
Поэтому в практической психологии поступают правильно, когда строго отличают образ, или имаго,
человека от его действительного существования. Вследствие крайне субъективного возникновения
имаго, оно нередко является скорее отображением субъективного комплекса функций, нежели самого
объекта. Поэтому при аналитическом разборе бессознательных продуктов важно, чтобы имаго отнюдь
не отождествлялось без оговорок с объектом, а, скорее, понималось как образ субъективного отношения
к объекту. Это и есть понимание на субъективном уровне.
Исследование бессознательного продукта на субъективном уровне обнаруживает наличность
субъективных суждений и тенденций, носителем которых становится объект. И
если в каком-нибудь
бессознательном продукте появляется имаго объекта, то это вовсе не значит, что дело само по себе идет
о реальном объекте, а точно так же или, может быть, даже скорее о субъективном функциональном
комплексе (см. душа). Применяя истолкование на субъективном уровне, мы получаем доступ к широкой
психологической интерпретации не только сновидений, но и литературных произведений, в которых
отдельные действующие лица являются представителями относительно автономных функциональных
комплексов автора.
55. Тип. Тип есть пример или образец, характеристически передающий характер родового
понятия или всеобщности. В более узком смысле настоящего моего труда, тип есть характерный образец
единой общей установки (см. установка),
встречающейся во многих индивидуальных формах. Из
многочисленных установок, действительно встречающихся и возможных, я выделяю в настоящем своем
исследовании в общем четыре установки, а именно те, которые ориентируются, главным образом, на
четыре основные психологические функции (см. функция), то есть на мышление, чувство, интуицию и
ощущение. Поскольку такая установка привычна и тем накладывает определенный отпечаток на
характер индивида, я говорю о психологическом типе. Эти типы, базированные на четырех основных
функциях, которые можно обозначить как мыслительный, чувствующий, интуитивный и ощущающий,
могут быть в зависимости от качества основной (ведущей) функции разделены на два класса: на типы
рациональные и типы иррациональные. К первым принадлежат мыслительный и чувствующий типы, к
последним — интуитивный и ощущающий (см. рациональное и иррациональное).
Дальнейшее
разделение на два класса зависит от преимущественного движения либидо, а именно от интроверсии и
Hosted by uCoz