Готовность, в виде которой я понимаю установку, состоит всегда в том, что налицо имеется известная
субъективная констелляция, определенное сочетание психических факторов или содержаний, которое
или установит образ действия в том или ином определенном направлении, или воспримет внешнее
раздражение тем или иным определенным способом. Без установки активная апперцепция невозможна
(см. апперцепция).
Установка всегда имеет точку направления, которая может быть сознательной или
бессознательной, ибо приуготовленное сочетание содержаний безошибочно выдвинет в акте
апперцепции нового содержания те качества или моменты, которые окажутся сопринадлежащими с
субъективным содержанием. Это означает, что происходит выбор или суждение, которое исключает
неподходящее. Что именно подходяще, а что неподходяще, решается на основании имеющейся наготове
комбинации или констелляции содержаний. Сознается или не сознается та точка, на которую
направлена установка, не имеет значения для выбирающего действия установки, потому что выбор уже
дан установкой априори и в дальнейшем происходит автоматически. Но практически следует отличать
сознательное от бессознательного, потому что чрезвычайно часто бывают налицо две установки: одна
сознательная, а другая бессознательная. Этим я хочу сказать, что сознание имеет наготове иные
содержания, нежели бессознательное. Такая двойственность установки особенно ясно обнаруживается
при неврозе.
Понятие установки несколько сродни понятию апперцепции у Вундта, с тем, однако, отличием,
что в понятие апперцепции входит процесс, устанавливающий отношение приуготовленного
содержания к новому содержанию, подлежащему апперцепции, тогда как понятие установки относится
исключительно к субъективному приуготовленному содержанию. Апперцепция есть как бы мост,
соединяющий содержание уже имеющееся, лежащее наготове, с новым содержанием, тогда как
установка представляет собой опору моста на одном берегу, новое же содержание опору на другом
берегу. Установка означает ожидание чего-то, а ожидание всегда вызывает выбор и дает направление.
Содержание, сильно подчеркнутое и находящееся в поле зрения нашего сознания, образует, иногда
совместно с другими содержаниями, известную констелляцию, равносильную определенной установке,
ибо такого рода содержание сознания способствует восприятию и апперцепции всего однородного,
преграждая путь восприятию всего чужеродного. Такое содержание порождает соответствующую ему
установку. Это автоматическое явление составляет одну из существенных основ односторонности
сознательного ориентирования. Оно могло бы повести к полной потере равновесия, если бы в психике
не было бы саморегулирующей, компенсирующей (см. компенсация)
функции, исправляющей
сознательную установку. В этом смысле двойственность установки есть явление нормальное, которое
лишь тогда проявляется в виде нарушения, когда сознательная односторонность впадает в крайность.
Установка может быть в качестве обычного внимания незначительным частичным явлением, но
она может быть и общим определяющим всю психику принципом. На основе предрасположения, или
общего жизненного опыта, или убеждения может образоваться привычная констелляция содержаний,
создающая постоянно и часто до мельчайших подробностей определенную установку. Человек,
особенно глубоко ощущающий всю полноту жизненной неудовлетворенности, будет, естественно, иметь
установку, всегда ожидающую неудовольствия. Такая крайняя сознательная установка компенсируется
бессознательной установкой, направленной на удовольствие. Угнетенный человек имеет сознательную
установку на угнетающее, он выбирает в опыте именно этот момент и всюду его чувствует, поэтому его
бессознательная установка направлена на власть и превосходство.
Вся психология индивида даже в его наиболее существенных чертах бывает ориентирована
различно в соответствии с его привычной установкой. Хотя общие психологические законы имеют
значение для каждого индивида, однако нельзя сказать, что все они характеризуют отдельную личность,
поскольку сам способ действия этих законов изменяется в соответствии с его привычной установкой.
Привычная установка всегда есть результат всех факторов, способных существенно влиять на
психическое, а именно: врожденного предрасположения, влияния среды, жизненного опыта, прозрений
и убеждений, приобретенных путем дифференциации (см.), коллективных (см.) представлений и др. Без
такого, безусловно, фундаментального значения установки было бы невозможно существование
индивидуальной психологии. Но общая установка вызывает такие огромные сдвиги сил и такие
изменения во взаимоотношениях между отдельными функциями, что из этого слагаются сложные
последствия, ставящие нередко под вопрос значение общих психологических законов. Хотя, например,
|