редуктивное объяснение при помощи личных моментов, хотя последние, в той или иной форме,
несомненно соучаствовали в этом, ибо «слишком человеческое» имеется всюду налицо. Точно так же
данный в Деяниях Апостолов намек на финальное объяснение видения Петра является гораздо более
удовлетворительным, чем предположение физиологически-личных мотивов.
Итак, объединяя все вместе, мы можем сказать, что фантазию следует понимать и каузально, и
финально. Для каузального объяснения она есть такой симптом физиологического или личного
состояния, который является результатом предшествующих событий. Для финального же объяснения
фантазия есть символ,
который пытается обозначить или ухватить с помощью имеющегося материала
определенную цель или, вернее, некоторую будущую линию психологического развития. Так как
активная фантазия составляет главный признак художественной деятельности духа, то художник есть не
только изобразитель,
но творец и, следовательно, воспитатель,
ибо его творения имеют ценность
символов, предначертывающих линии будущего развития. Более ограниченное или более общее
социальное значение символов зависит от более ограниченной или более общей жизнеспособности
творческой индивидуальности. Чем ненормальнее, то есть чем нежизнеспособнее индивидуальность,
тем ограниченнее социальное значение созданных ею символов, хотя бы эти символы и имели для
данной индивидуальности абсолютное значение.
Оспаривать существование скрытого смысла фантазии можно только тому, кто полагает, что
естественный процесс вообще лишен удовлетворительного смысла. Между тем естествознание уже
выделило смысл естественного процесса в форме законов природы. Признано, что законы природы суть
человеческие гипотезы, установленные для объяснения естественного процесса. Но поскольку
удостоверено, что установленный закон согласуется с объективным процессом, постольку мы имеем
право говорить о смысле совершающегося в природе. И поскольку нам удается установить
закономерность фантазий, постольку мы имеем право говорить и об их смысле. Однако найденный
смысл лишь тогда удовлетворителен или, другими словами, установленная закономерность лишь тогда
заслуживает этого имени, когда она адекватно передает сущность фантазии. Есть закономерность при
естественном процессе и закономерность самого естественного процесса. Это закономерно, например,
что человек видит сновидения, когда спит, однако это не такая закономерность, которая высказывает
нечто о сущности сновидений. Это простое условие сновидения. Установление физиологического
источника фантазии есть лишь простое условие ее существования, а отнюдь не закон ее сущности. Закон
фантазии, как психологического феномена, может быть только психологическим законом.
Мы подходим теперь ко второму пункту нашего объяснения понятия фантазии, а именно к
понятию воображающей деятельности (imaginative Tatigkeit). Воображение есть репродуктивная или
творческая деятельность духа вообще, не будучи особой способностью, ибо оно может осуществляться
во всех основных формах психической жизни, в мышлении, чувстве, ощущении и интуиции. Фантазия,
как воображающая деятельность, есть для меня просто непосредственное выражение психической
жизнедеятельности, психической энергии, которая дается сознанию не иначе как в форме образов или
содержаний, подобно тому как и физическая энергия проявляется не иначе как в форме физического
состояния, физическим путем раздражающего органы чувств. Подобно тому как всякое физическое
состояние с энергетической точки зрения есть не что иное, как система сил, точно так же и психическое
содержание с энергетической точки зрения есть не что иное, как являющаяся сознанию система сил.
Поэтому с этой точки зрения можно сказать, что фантазия в качестве фантазмы есть не что иное, как
определенная сумма либидо, которая никогда не может явиться сознанию иначе как именно в форме
образа. Фантазма есть idee-force. Фантазирование, как воображающая деятельность, тождественно с
течением процесса психической энергии.
60. Функция. Под психологической функцией я понимаю известную форму психической
деятельности, которая принципиально остается равной себе при различных обстоятельствах. С
энергетической точки зрения функция есть форма проявления либидо (см.), остающаяся принципиально
равной себе при различных обстоятельствах, приблизительно в том смысле, в котором физическая сила
может рассматриваться каждый раз как форма проявления физической энергии. Я различаю, в общем,
четыре основные функции две рациональные и две иррациональные, а именно: мышление, чувство,
ощущение и интуицию (см.). Почему я устанавливаю именно эти четыре функции в качестве основных,
для этого я не могу вполне указать априорного основания, а могу лишь подчеркнуть, что такое
|