интересов. Создается впечатление, будто вся жизненная энергия направлена в сторону субъекта и
поэтому, всегда препятствует тому, чтобы объект приобрел какое бы то ни было влияние на субъекта.
Кажется, будто энергия уходит от объекта, будто субъект есть магнит, стремящийся притянуть к себе
объект.
Такое противоположное отношение к объекту очень трудно определить и описать в
удобопонятной и ясной форме мы при этом рискуем дойти до совершенно парадоксальных
формулировок, которые могут скорее затемнить, нежели разъяснить вопрос. В самых общих чертах
можно было бы сказать, что интровертная точка зрения есть та, которая всегда и при всех
обстоятельствах стремится поставить эго и субъективный психологический процесс над объектом или,
по крайней мере, утвердить их по отношению к объекту. Такая установка придает поэтому ценность
субъекту большую, чем объекту. Следовательно, уровень ценности объекта всегда будет ниже уровня
ценности субъекта объект, таким образом, имеет лишь второстепенное значение можно даже
сказать, что он подчас является лишь внешним объективным знаком для субъективного содержания, так
сказать, воплощением идеи, причем существенным всегда остается сама идея или же объект является
предметом какого-либо чувства, причем, однако, главную роль играет переживание чувства, а не сам
объект в его собственной реальности. Экстравертная точка зрения, напротив, ставит субъекта в
подчинение объекту, причем объекту принадлежит преобладающая ценность. Субъект имеет всегда
второстепенное значение, и субъективный процесс иногда даже мешает или является лишним
придатком к объективным событиям. Ясно, что психология, исходящая из этих противоположных точек
зрения, должна разделиться на две части, диаметрально противоположные по своему ориентированию.
Одна рассматривает все под углом зрения своей собственной ситуации, а другая под углом зрения
объективных событий.
Эти противоположные установки
не что иное, как противоположные механизмы: в одном
случае диастолическое расширение, выход из себя к объекту и его захват, в другом систолическая
концентрация и отделение энергии от захваченного объекта. Каждому человеку свойственны оба
механизма, а соединение их является выражением его естественного жизненного ритма и, наверное,
не случайность, что Гете образно выразил этот ритм понятием, характеризующим сердечную
деятельность. Ритмическая смена обеих форм психической деятельности должна была бы
соответствовать нормальному течению жизненного процесса. Однако сложные внешние условия, в
которых мы живем, равно как и еще более сложные условия нашего индивидуального психического
устройства и предрасположения, редко допускают вполне гармоничное течение психической энергии.
Внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция очень часто благоприятствуют работе одного
механизма в ущерб другому. Естественно, что это влечет за собой перевес в сторону работы одного
механизма. И если такое состояние по определенным причинам становится преобладающим, то
вследствие этого и возникает тип,
то есть привычная установка, в которой один механизм постоянно
господствует, хотя и не будучи в состоянии полностью подавить другой, поскольку и этот другой
механизм составляет безусловную принадлежность всего психического хозяйства. Поэтому никогда и не
может быть чистого типа в том смысле, чтобы в нем правил исключительно один механизм при полной
атрофии другого. Типическая установка есть не что иное, как относительный перевес одного механизма.
Гипотеза об интроверсии и экстраверсии позволяет нам прежде всего различать две обширные
группы психологических личностей. Но подобное группирование носит, однако, столь поверхностный и
общий характер, что допускает лишь самое общее различение. Более внимательное исследование
индивидуальной психологии представителей любой из этих групп тотчас же показывает громадное
различие между отдельными индивидами, принадлежащими, несмотря на это, к одной и той же группе.
Поэтому нам придется сделать еще один шаг в нашем исследовании с тем, чтобы быть в состоянии
определить, в чем же именно заключается различие между индивидами. Опыт убедил меня в том, что, в
общем, индивидов можно распределить не только по их универсальному признаку экстраверсии и
интроверсии, но и по их отдельным основным психологическим функциям. Внешние обстоятельства и
внутренняя диспозиция не только вызывают преобладание экстраверсии или интроверсии, но
способствуют, кроме того, преобладанию у индивида одной из основных функций над другими.
Опираясь на опыт, я назвал основными психологическими функциями а именно такими, которые
существенно отличаются от всех прочих,
мышление, чувство, ощущение и интуицию. Если одна из
|