2. Другую параллель мы находим у Вильгельма Оствальда, который делит гениальных ученых на
классиков и романтиков. /130- S.371/ Романтики отличаются быстротой реагирования и чрезвычайной
быстротой и продуктивностью в творчестве идей и проектов (к их общим взглядам, однако, часто
примешиваются факты, плохо усвоенные и имеющие притом спорное значение). Они прекрасные,
блестящие учителя, любящие свое дело преподавания, отдающиеся ему с заражающей горячностью и
энтузиазмом, что привлекает к ним многочисленных учеников и делает их основателями школ, в
которых они пользуются огромным личным влиянием. Нам нетрудно узнать в них экстравертный тип.
Классики Оствальда, напротив, реагируют медленно, творят с трудом, имеют мало склонности к
преподаванию и личным прямым выступлениям; они не отличаются энтузиазмом, парализируют себя
строгой самокритикой, живут в стороне от всех, замкнутые в себе, не находят да и не ищут
учеников; но произведения их законченно-совершенны и часто создают им посмертную славу. Все эти
черты отвечают нашему пониманию интроверсии.
3. Другой, очень ценный пример мы находим в эстетической теории Воррингера. /75/ Воррингер
заимствует у Ригеля выражение «абсолютная воля к искусству» для определения внутренней мощи,
вдохновляющей художника; он различает две формы этой мощи: эмпатию (Einfuhlung) и абстракцию; и
сами термины, которыми он пользуется (Einfuhlungsdrang, Abstraktionsdrang), достаточно ясно показывают,
что речь идет о натиске либидо, о властном жизненном порыве. Воррингер говорит: «Как
симпатический импульс, импульс чувства, находит удовлетворение в органической красоте, так
абстрактный импульс находит красоту в неограниченном, то есть в отрицании всякой жизни, в
кристаллизованных формах, одним словом, всюду, где царят строгие абстрактные законы». Эмпатия
(Einfuhlung) есть страстный порыв, направленный в сторону объекта с тем, чтобы его приобщить себе,
пронизав его эмоциональными ценностями; абстракция же, напротив, лишает объект всего, что
напоминает о жизни, и постигает его чисто интеллектуально, кристаллизованной мыслью, застывшей в
суровых формулах закона всеобщего, типического и т. п. Известно, что Бергсон также пользуется
понятием кристаллизации, отвердения и т.
д. для того, чтобы иллюстрировать сущность
интеллектуальной абстракции.
«Абстракция» Воррингера выражает в общем тот психический процесс, на который я уже
указывал как на последствие интроверсии, а именно возведение интеллекта на престол на место
внешней обесцененной реальности. Эмпатия (Einfuhlung) же отвечает вполне понятию экстраверсии, как
то показал нам Теодор Липпс. Он говорит: «То, что я симпатически, через чувство, провижу в объекте,
это в общих чертах не что иное, как сама жизнь. А жизнь есть сила, внутренняя работа, усилие,
исполнение. Одним словом: жить значит действовать; а действовать значит производить
внутренний опыт над силой, которую мы расходуем, опыт над активностью; активность же эта
существенно волевая». «Эстетическое наслаждение, говорит Воррингер, это объективированное
самонаслаждение, проецированное в объект», формула, совершенно согласующаяся с нашим
понятием экстраверсии. В такой эстетической концепции нет ничего «позитивистского» в том смысле,
как его понимает Джемс; она целиком по вкусу идеолога, для которого психологическая реальность
единственно интересна и достойна внимания. В таком смысле Воррингер продолжает; он говорит, что
существенным является не оттенок чувства, а, скорее, само чувство как таковое, то есть внутреннее
движение, интимная психическая жизнь, выявление активности, свойственной данному субъекту. В
другом месте он говорит: «Ценность линии, формы заключается в наших глазах в ценности
биологической, которую эта линия или форма имеет для нас; красота их не что иное, как наше
собственное чувство жизни, которое мы неясно проецируем в них». Эта точка зрения вполне отвечает
моему собственному пониманию теории либидо; я стараюсь при этом держаться середины между двумя
психологическими противоположностями: интроверсией и экстраверсией.
Полюсом, противоположным эмпатии (Einfuhlung), является абстракция. Абстрактный импульс
понимается Воррингером «как результат глубокого смятения человеческого духа перед лицом внешнего
мира и с точки зрения религиозной соответствует трансцендентальному представлению человека о
действительности». Легко узнать в этом определении основную тенденцию интроверсии. Типу
интровертному мир не представляется ни красивым, ни желанным; напротив, мир его беспокоит и даже
страшит; субъект ставит себя по отношению к внешнему миру в положение самообороны, замыкается
внутри себя и там укрепляется, изобретая способные, стройные геометрические фигуры, ясные до
|