Клавдием Галеном, греческим доктором, жившим во II веке н.
э. Он выделял четыре основных
темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Идея, лежащая в основе такого деления,
восходит к V веку до н. э., к учению Гиппократа о том, что человеческое тело состоит из четырех
элементов: воздуха, воды, огня и земли. В соответствии с этими элементами в живом организме были
обнаружены четыре субстанции: кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь. Идея Галена заключалась
в том, что сообразно с изменениями в пропорциях этих четырех субстанций все люди могут быть
разделены на четыре класса. Те, у кого наличествует преобладание крови, принадлежат к типу
сангвиников; преобладание флегмы относит к флегматическому типу; желтая желчь делает человека
холериком, а черная желчь приводит к появлению меланхолического типа. Как показывает наш язык,
эти различия в темпераменте выдержали испытание временем, хотя потребовалось много веков, прежде
чем они были заменены физиологической теорией.
Несомненно, именно Галену принадлежит заслуга в создании психологической классификации
людей, просуществовавшей уже два тысячелетия, классификации, основанной на воспринимаемых
различиях эмоциональности или аффективности.
Интересно отметить, что первая попытка
типологизации была связана с эмоциональным поведением человека, очевидно, потому, что
эффективность наиобщая и наиболее впечатляющая черта поведения вообще.
Однако аффекты ни в коем случае не являются единственным различительным знаком
человеческой психики. Характеристические данные следует ожидать и от других психологических
явлений; единственным требованием остается необходимость наблюдать и понимать другие функции не
менее ясно и отчетливо, как и в случае аффектов. В предшествующие века, когда понятие «психология» в
том виде, как мы понимаем его сегодня, отсутствовало, все остальные психические функции, кроме
аффектов, были покрыты мраком неизвестности, да и сегодня для большинства людей они все еще едва
различимы по своей тонкости. Аффекты же можно увидеть прямо на поверхности, и этого вполне
достаточно людям, не имеющим отношения к психологии, в частности человеку, для которого
психология его соседа не представляет никакой проблемы. Его удовлетворяет возможность наблюдать
аффекты других людей если же он их не видит, то другой человек оказывается для него
психологически невидимым, поскольку, за исключением аффектов, он не может воспринимать ничего в
сознании другого.
Причина, по которой мы оказываемся способны обнаруживать другие функции помимо аффектов
в психическом наших собратьев, заключается в том, что мы сами перешли от «непроблематического»
состояния сознания к проблематическому. Если мы судим о других только по аффектам, то тем самым
показываем, что наш главный и, возможно, единственный критерий аффект. Это означает, что
аналогичный критерий применим и к нашей собственной психологии, а последнее равнозначно тому,
что наше психологическое суждение ни объективно, ни независимо, но пребывает в рабстве у аффекта.
Данная истина вполне применима к большинству людей, и на ней основывается психологическая
возможность смертоносных войн и постоянная угроза их рецидивов. И так должно быть всегда, пока мы
судим людей «другой стороной» своих собственных аффектов. Я называю такое состояние сознания
«непроблематичным», потому что оно с очевидностью никогда не станет проблемой как таковой. Оно
станет проблемой, только когда возникнет сомнение: а могут ли аффекты включая и наши
собственные аффекты предложить удовлетворительную основу для психологических суждений? Мы
всегда склонны оправдывать самих себя, когда кто-нибудь делает нас ответственными за какое-либо
эмоциональное действие, говоря, что мы поступали так из-за вспышки аффекта и что обыкновенно мы
вовсе не такие. Когда это касается нас самих, то мы рады объяснить сам аффект как условие,
оправдывающее низкую ответственность, но неохотно делаем то же самое по отношению к другим.
Даже если это и не очень поучительная попытка в оправдании своего любимого эго, тем не менее
существует нечто положительное в чувстве оправдания таких извинительных состояний: это попытка
отделить себя от своего собственного аффекта, а следовательно, и личность своего собрата от его
аффекта. Даже если мое извинение есть всего лишь увертка, оно тем не менее является попыткой
бросить сомнение на ценность аффекта, как единственного показателя личности, и обратиться к другим
психическим функциям, которые характеризуют личность точно так же, если не более, нежели аффект.
Когда человек судит о нас по нашим аффектам, мы легко обвиняем его в недостатке понимания или даже
в несправедливости. Но это обязывает нас не судить и других за их аффекты.
|