Navigation bar
  Print document Start Previous page
 311 of 321 
Next page End  

в патологии четырех «нравов» или «склонностей» — качеств. Меланхолик обозначает преобладание
черной желчи, флегматик преобладание флегмы или слизи (греческое слово флегма означает огонь, и
флегма рассматривалась как конечный продукт воспаления), сангвиник преобладание крови и холерик
преобладание желтой желчи.
Сегодня очевидно, что наше современное понятие «темперамент» стало значительно более
психологическим, так как в процессе человеческого развития на протяжении последних двух тысяч лет
«душа» освободилась от всякой умопостигаемой связи с холодным ознобом и лихорадкой или от
желчных или слизистых выделений. Даже сегодняшние врачи не смогли бы сравнить темперамент, то
есть определенный тип эмоционального состояния или возбудимости, непосредственно со спецификой
кровообращения или состоянием лимфы, хотя их профессия и специфический подход к человеку с
позиции физического недуга искушает гораздо чаще, нежели непрофессионалов, рассматривать
психическое как конечный продукт, зависимый от физиологии желез. Humours («соки» человеческого
организма) сегодняшней медицины не являются больше старыми телесными выделениями, но
оказываются более тонкими гормонами, иногда до значительной степени влияющими на
«темперамент», если определять последний как интегральную сумму эмоциональных реакций.
Целостный телесный склад, его конституция в самом широком смысле имеют весьма тесную
взаимосвязь с психологическим темпераментом, так что мы не вправе обвинять врачей, если они
рассматривают психические явления в значительной степени зависимыми от тела. В каком-то смысле
психическое и есть живое тело, а живое тело — одушевленная материя; так или иначе, существует
нераскрытое единство психики и тела, нуждающееся как в физическом, так и в психическом изучении и
исследовании, другими словами, это единство с необходимостью и в равной степени оказывается в
зависимости как от тела, так и от психики, и настолько, насколько к тому склоняется сам исследователь.
Материализм XIX века утвердил первенство за телом, оставив психическому статус чего-то вторичного
и производного, позволив ему не больше реальности, чем так называемому «эпифеномену». То, что
утвердило себя как хорошая рабочая гипотеза, а именно что психические явления обусловлены
физическими процессами, с приходом материализма стало философской презумпцией. Любая серьезная
наука о живом организме отвергнет такую презумпцию, так как, с одной стороны, она постоянно имеет
в виду, что живая материя является все еще не разгаданной тайной, а с другой — имеется достаточно
объективных свидетельств, чтобы распознать наличие совершенно несоединимого разрыва между
психическими и физическими явлениями, так что психическая область является не менее таинственной,
чем физическая.
Материалистическая презумпция оказалась возможной только в последнее время, когда
представление человека о психическом, менявшееся на протяжении многих веков, смогло освободиться
от старых взглядов и развиться в достаточно абстрактном направлении. Древние представляли
психическое и телесное вместе как неразделимое единство, поскольку были ближе к тому первобытному
миру, в котором моральная трещина еще не пролегла через личность, а непросвещенное язычество все
еще чувствовало себя нераздельно-единым, детски-невинным и не обремененным ответственностью.
Древние египтяне все еще сохранили способность предаваться наивной радости при перечислении тех
грехов, которых они не совершили: «Я не отпустил ни одного человека голодным. Я никого не заставил
плакать. Я не совершил убийства» и так далее. Герои Гомера плакали, смеялись, гневались, перехитряли
и убивали друг друга в мире, где подобные вещи считались естественными и очевидными как для
людей, так и для богов, и олимпийцы развлекались, проводя свои дни в состоянии неувядающей
безответственности.
Это происходило на таком архаическом уровне, на котором существовал и выживал
дофилософский человек. Он всецело пребывал в тисках собственных эмоций. Все страсти, от которых
закипала его кровь и колотилось сердце, которые ускоряли его дыхание или заставляли затаить его вовсе
или выворачивали его внутренности наизнанку, — все это было проявлением «души». Поэтому он
поместил душу в область диафрагмы (по-гречески phren, что также означает «разум») и сердца. И только у
первых философов место разума стало приписываться голове. Но еще и сегодня существуют племена у
негров, чьи «мысли» локализованы, главным образом, в области живота, а индейцы Пуэбло «думают» с
помощью своего сердца, — только сумасшедший думает своей головой, говорят они. На этом уровне
сознания существенным является переживание чувственных взрывов и ощущение самоединства.
Hosted by uCoz