содержания. В нем заключалось ограниченное число мыслей, с практической точки зрения чрезвычайно
ценных, но сковывающих мышление. Sacrificium intellectus (лат. жертвоприношение интеллекта)
гораздо тяжелее поражало человека мысли, нежели человека чувства. Поэтому вполне понятно, что
содержания гнозиса, главным образом познавательные, ценность которых и для нашего современного
умственного развития не только не утратилась, но даже значительно возросла, что такие содержания
неудержимо привлекали принадлежавших к лону Церкви людей интеллектуального типа. Для таких
людей именно эти содержания и являлись настоящим мирским соблазном. Особенно досаждал Церкви
докетизм со своим утверждением, будто Христос обладал лишь видимостью плоти и что все его земное
существование и страдание было также одной лишь видимостью. Это утверждение выдвигает
мышление на первый план в ущерб всему, что человек способен воспринять чувством.
Мы вправе сказать, что две фигуры яснее всего олицетворяют борьбу с гнозисом фигуры
чрезвычайно значительные, не только как Отцы Церкви, но и как личности. Мы говорим о Тертуллиане
и Оригене оба жили в конце II века н. э. и были почти современниками. Вот что говорит о них
Шульц: «Один организм способен воспринимать питательное вещество почти без остатка и вполне
ассимилировать его,
другой же, напротив, выделяет его почти без остатка, словно в возбужденном
состоянии энергичной самообороны. Столь же противоположно реагировали Ориген и Тертуллиан. Их
противоположные реакции по отношению к гнозису не только обрисовывают их характеры и их
миросозерцания, но имеют и принципиальное значение для роли, которую играл гнозис в духовной
жизни и религиозных течениях той эпохи». /27/
Тертуллиан родился в Карфагене около 160 года н. э. Он был язычником и лет до тридцати пяти
предавался чувственной жизни, царившей в его городе; после этого он стал христианином. Он был
автором многочисленных сочинений, которые с несомненной ясностью вырисовывают перед нами его
характер, главным образом и интересующий нас. Особенно ярко выступает перед нами его беспримерно
благородное рвение, его священный огонь, страстный темперамент и глубокая проникновенность его
религиозного понимания. Ради истины, однажды им признанной, он становится фанатичным,
гениально односторонним и нетерпимым. Тертуллиан боевая натура, не имеющая себе равных, борец
беспощадный, видящий свою победу лишь в полном поражении противника; язык его словно
сверкающее острие меча, с жестоким мастерством направленное на врага. Он создатель церковной
латыни, остававшейся в силе в течение более тысячи лет. Он же создает и терминологию юной Церкви.
«Уж если он принимал какую-либо точку зрения, он последовательно проводил ее до последних
пределов, словно гонимый сонмом бесов, даже и тогда, когда право уже давно не было больше на его
стороне и всякий разумный порядок лежал разбитым у его ног». Страстность его мышления была так
беспощадна, что он постоянно отчуждался именно от того, чему раньше отдавался всеми фибрами души.
Соответственно с этим и этика его до крайности строга и сурова. Он предписывал искать мученичество,
вместо того чтобы избегать его; он не допускал второго брака и требовал, чтобы женщины постоянно
скрывали свои лица под густой фатой. Против гнозиса, являющегося страстью к мышлению и познанию,
он боролся с фанатической беспощадностью, равно как и против философии и науки, в сущности мало
отличавшихся от гнозиса. Тертуллиану приписывают грандиозное в своем роде признание: Credo quia
absurdum est («Верую, потому что абсурдно»). Исторически это не совсем точно он сказал лишь (De
carne Christi 5): «Et mortuus est Dei protsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit; certum est, quia
impossibile est» («И умер сын Божий, что совершенно вероятно потому, что абсурдно. И погребенный
воскрес это достоверно потому, что невозможно»).
Вследствие проницательности своего ума он понимал всю ничтожность философских и
гностических знаний и с презрением отвергал их. Взамен того он ссылался на свидетельства своего
внутреннего мира, на внутренние факты, переживаемые им и составляющие одно единое целое с его
верой. Их он дорабатывал до формул и стал, таким образом, творцом умопостигаемых связей, и по сие
время лежащих в основе католической системы. Иррациональный факт внутреннего переживания,
который для Тертуллиана был по существу динамическим, являлся принципом и основоположением,
противопоставленным миру, равно как и общепризнанной науке и философии. Привожу собственные
слова Тертуллиана: «Призываю новое свидетельство или, вернее сказать, свидетельство более
известное, нежели все памятники, запечатленные письменами, свидетельство, более обсуждаемое,
нежели все системы жизни, более распространенное, нежели какое-либо обнародование,
|