Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 338 
Next page End  

социальной реальности и потребность понять интимнейшие стороны собственного существа.
Все это придает проблеме познания человеческой души характер одной из самых "жгучих
тайн". Нелегко найти еще одну область знания, где сочетались бы столь многообразно и
прихотливо, как в психологии, поверхностное любопытство и глубокая любознательность,
эмоциональное пристрастие и строгая логическая объективность, актуальный практический
запрос и абстрактный теоретический поиск. Исследователи самых разных областей науки
отмечали неразрывную связь всякого человеческого познания с уровнем знаний о психических
процессах. 
Конечно, наряду с общим прогрессом знания происходит внутреннее развитие самой
психологии как отдельной науки со своим самостоятельным конкретным предметом
исследования, каковым и являются психические процессы. Внутри этого единого предмета
происходит дифференциация разных аспектов тех или иных психических процессов –
ощущения, мышления, эмоций или воли, стадий их развития в филогенезе и онтогенезе,
функциональном становлении и т.д. В ходе развития экспериментальной и прикладной
психологии накапливается огромный фактический материал, который, естественно, требует
обобщения. 
Возникают теории, пытающиеся объединить и систематизировать лавинообразно
нарастающее обилие фактов. Группируя факты и феномены, обобщая их по различным
характеристикам, эти теории приводят к выявлению главных общих аспектов психических
процессов – способа их связи, их структуры, функции, операционного состава, энергетики,
механизма. Но, абстрагируя эти аспекты друг от друга, практически все психологические
теории неизбежно оказываются необычайно дробными. Дробность эта и соответствующая ей
теоретическая "рыхлость", явно не удовлетворяющие критериям "внешнего оправдания" и
"внутреннего совершенства" (Эйнштейн, 1965), выражаются не только во внутренней
несвязанности теорий, относящихся к разным психическим процессам, но в том, что возникает
по несколько теорий, пытающихся объяснить один и тот же психический процесс. Так, Ф.
Олпорт (Allport, 1965) в своей монографии упоминает тринадцать теоретических концепций
процессов восприятия. Опыт истории и логика развития науки ясно свидетельствуют о том, что
такого рода обилие концепций является серьезным индикатором недостаточной
теоретической зрелости. 
Потребность в единой теории психических процессов
Дефицит теоретического единства становится все очевиднее, как и то, что внутренними
силами самой психологии невозможно преодолеть энтропию фактического материала и
победить, как образно заметил В. Г+те, "тысячеглавую гидру эмпиризма". Именно поэтому
общий концептуальный аппарат, возникавший в значительной мере в качестве отклика на
дефицит теоретического единства, формировался в пограничных областях, связывающих
между собой психологию, нейрофизиологию, общую биологию, социологию, физику и технику. 
Такое расположение "точек роста" науки на границах между ее смежными областями имеет и
более общее методологическое и логическое основание: известно, что предельные, исходные
понятия частной теоретической концепции не могут быть раскрыты средствами
концептуального аппарата самой теории – для этого требуется обобщающий переход к
метатеории. Этим определяется неизбежность выхода за пределы собственно
психологических понятий – в сферу действия физиологических и общефизических законов –
для продвижения к единой теории психических процессов, охватывающей нарастающее
многообразие фактического материала экспериментальной психологии. 
С другой стороны, экспериментальное и теоретическое развитие внутри самой психологии
оказывало и продолжает оказывать очень существенное обратное воздействие на
становление концептуального аппарата, формирующегося в пограничных сферах или "точках
роста". Дело в том, что дифференциация фактического материала и понятийного аппарата
психологии все отчетливее, точнее и детальнее выделяет и расчленяет специфические
Hosted by uCoz