социальной реальности и потребность понять интимнейшие стороны собственного существа.
Все это придает проблеме познания человеческой души характер одной из самых "жгучих
тайн". Нелегко найти еще одну область знания, где сочетались бы столь многообразно и
прихотливо, как в психологии, поверхностное любопытство и глубокая любознательность,
эмоциональное пристрастие и строгая логическая объективность, актуальный практический
запрос и абстрактный теоретический поиск. Исследователи самых разных областей науки
отмечали неразрывную связь всякого человеческого познания с уровнем знаний о психических
процессах.
Конечно, наряду с общим прогрессом знания происходит внутреннее развитие самой
психологии как отдельной науки со своим самостоятельным конкретным предметом
исследования, каковым и являются психические процессы. Внутри этого единого предмета
происходит дифференциация разных аспектов тех или иных психических процессов
ощущения, мышления, эмоций или воли, стадий их развития в филогенезе и онтогенезе,
функциональном становлении и т.д. В ходе развития экспериментальной и прикладной
психологии накапливается огромный фактический материал, который, естественно, требует
обобщения.
Возникают теории, пытающиеся объединить и систематизировать лавинообразно
нарастающее обилие фактов. Группируя факты и феномены, обобщая их по различным
характеристикам, эти теории приводят к выявлению главных общих аспектов психических
процессов способа их связи, их структуры, функции, операционного состава, энергетики,
механизма. Но, абстрагируя эти аспекты друг от друга, практически все психологические
теории неизбежно оказываются необычайно дробными. Дробность эта и соответствующая ей
теоретическая "рыхлость", явно не удовлетворяющие критериям "внешнего оправдания" и
"внутреннего совершенства" (Эйнштейн, 1965), выражаются не только во внутренней
несвязанности теорий, относящихся к разным психическим процессам, но в том, что возникает
по несколько теорий, пытающихся объяснить один и тот же психический процесс. Так, Ф.
Олпорт (Allport, 1965) в своей монографии упоминает тринадцать теоретических концепций
процессов восприятия. Опыт истории и логика развития науки ясно свидетельствуют о том, что
такого рода обилие концепций является серьезным индикатором недостаточной
теоретической зрелости.
Потребность в единой теории психических процессов
Дефицит теоретического единства становится все очевиднее, как и то, что внутренними
силами самой психологии невозможно преодолеть энтропию фактического материала и
победить, как образно заметил В. Г+те, "тысячеглавую гидру эмпиризма". Именно поэтому
общий концептуальный аппарат, возникавший в значительной мере в качестве отклика на
дефицит теоретического единства, формировался в пограничных областях, связывающих
между собой психологию, нейрофизиологию, общую биологию, социологию, физику и технику.
Такое расположение "точек роста" науки на границах между ее смежными областями имеет и
более общее методологическое и логическое основание: известно, что предельные, исходные
понятия частной теоретической концепции не могут быть раскрыты средствами
концептуального аппарата самой теории для этого требуется обобщающий переход к
метатеории. Этим определяется неизбежность выхода за пределы собственно
психологических понятий в сферу действия физиологических и общефизических законов
для продвижения к единой теории психических процессов, охватывающей нарастающее
многообразие фактического материала экспериментальной психологии.
С другой стороны, экспериментальное и теоретическое развитие внутри самой психологии
оказывало и продолжает оказывать очень существенное обратное воздействие на
становление концептуального аппарата, формирующегося в пограничных сферах или "точках
роста". Дело в том, что дифференциация фактического материала и понятийного аппарата
психологии все отчетливее, точнее и детальнее выделяет и расчленяет специфические
|