Рисунки испытуемых, объективирующие пространственную схему концептов среднего уровня
обобщенности, имеют существенно более развернутую структуру и содержат компоненты,
относящиеся к различным когнитивным образованиям, входящим в состав интеллекта. Однако
в этой многокомпонентной структуре, как показывает анализ рисунков, наиболее типичными
являются пространственновременные паттерны общемыслительного типа, воплощающие на
языке симультанной схемы то главное соотношение, которое составляет основное содержание
концепта, символически выраженное в словесном определении.
Приведем некоторые типичные примеры из материалов А. М. Грункина. Так, в ответ на
словесный стимул "старение" испытуемый дает определение: "Старение это совокупность
инволюционных изменений, происходящих на поздних стадиях развития" и выражает эти
изменения в форме следующей пространственной схемы (рис. 19). Концепт "болезнь"
испытуемый определяет как "состояние пониженной адаптации, вызванное изменением
саморегуляторных функций живой системы" и переводит это словесное выражение на язык
следующей пространственной схемы (рис. 20), наглядно воплощающей нарушение
организации под воздействием патогенных факторов. Другой испытуемый это же явление
деструктивного сдвига выражает в более абстрактной и неопределенной, но в принципиально
аналогичной форме (рис. 21). Третий испытуемый, также определяя болезнь как "органическое
или функциональное изменение, приводящее к нарушению норм функционирования",
переводит это словесное выражение на язык гораздо более конкретной образной схемы,
структурно воплощающей, однако, те же явления деструктивного сдвига (рис. 22).
Рисунок 19.
Рисунок 20.
|