Виды когнитивных структур и их доля в общем количестве (в %)
Промежуточные уровни обобщения ................... 19
Конкретные представители класса .................. 39
Свойства объектов ................................ 10
Ассоциации общие ................................. 22,5
Ассоциации конкретные ............................. 9,5
Количественные соотношения этих групп представлены в таблице 3. Из нее видно, что
соотношение обобщенной и конкретной информации соответственно 50,7 и 49,3 %.
Если в психической структуре отдельной концептуальной единицы в тех или иных
модификациях, определяемых ее двуязычной природой и изменением характера ее
обобщенности, сохраняются наиболее общие свойства пространственно-временных
гештальтов, то, заключая этот раздел анализа, естественно сделать следующий шаг в сторону
дальнейших обобщений и предположить, что здесь в соответственно измененной форме
вместе с обобщенностью сохраняются и такие (традиционно относимые лишь к перцептам)
свойства пространственнопредметных гештальтов, как их относительная константность,
целостность и предметность. Обобщенность становится здесь иерархизованной,
константность принимает специфическую форму межуровневого инварианта, и
соответственно изменяет свой характер свойство предметности, в котором аналогом
контурных схем или "фигур" отдельных предметных объектов становятся "фигуры" или
"схемы", симультанно воплощающие основные соотношения в объекте мысли (см. рис. 19-22).
* * *
Из этой точки расходится несколько направлений исследования. Первое из них дальнейшая
экспериментальная проверка сформулированных выше теоретических обобщений. Однако
оптимизация путей такой проверки опосредствована последующими ходами теоретического
анализа. Через интимные аспекты энергетики интеллекта это направление с необходимостью
подводит к восстановлению единства его энергетических, статистических (мера
упорядоченности), структурных (форма упорядоченности), операционных и функциональных
компонентов с их исходным "материалом", от которого все эти компоненты были надолго
отторгнуты еще в классических психологических концепциях. А такое воссоединение этих
компонентов интеллекта с их исходным "материалом" непосредственно ведет еще глубже
"вниз" к актуальнейшей проблеме психофизиологических механизмов взаимодействия
носителя психической информации с ее объектами-источниками, взаимодействия,
формирующего этот первичный информационный материал, из которого образуется
"чувственная ткань сознания", из нее все рассмотренные выше когнитивные структуры, а из
последних, в свою очередь, целостная система человеческого интеллекта. Исходя из всего
этого корректная постановка задач дальнейшей экспериментальной проверки сделанных
обобщений требует тщательного учета указанных выше основных звеньев работы
исследуемых структур и механизмов интеллекта.
Второе направление, также оставаясь в рамках проблемы интеллекта, ведет к вопросам
психологической метрологии и ментиметрии и далее, через сферу диагностики интеллекта, в
различные области прикладной психологии.
Третья линия уходит "вверх" от интеллектуальных процессов к интеллектуальным
состояниям и интеллектуальным свойствам личности.
И наконец, четвертое направление обращено к двум остальным членам психологической
триады к эмоциональной иерархии и к иерархии уровней психического регулирования
деятельности, вершиной которого является волевой акт. Поскольку первые три направления в
силу органической целостности психических явлений опосредствованы связью интеллекта с
|