На основании несомненного различия жанров и возможностей их проникновения в свой объект
на данном историческом этапе развития науки и искусства в силу указанной выше иллюзии
жанры познания становятся однозначно соотнесенными со своими объектами. И тогда
главные субъективно-психологические аспекты человеческих эмоций оказываются за
пределами научного познания, а в его ведении остаются лишь соматические компоненты
эмоций. Собственно же психологические, субъективные компоненты психики признаются
объектом лишь художественного познания.
Еще одно следствие этой же эмпирико-теоретической ситуации, которое здесь целесообразно
отметить, касается уже прямого отождествления самих познавательных жанров. Собственно
научное, концептуальное и собственно художественное познание, реализуемое средствами
своих четко очерченных "классических" форм, самой ясностью и определенностью
соответственно применяемых жанров препятствует легкости "жанровых оползней", резко
снижающих эвристическую эффективность. Легче всего такие дополнительно
затуманивающие картину "оползни" возникают при использовании промежуточных
познавательных жанров, не имеющих четких контуров. Таким типично пограничным, смежным
является очеркистско-публицистический, "журналистский" жанр познания человека как
субъекта. Сразу же подчеркнем, что и этот способ познания имеет равные права с другими и
на своем месте не только допустим, но и необходим. Однако именно в силу аморфности
границ между смежными жанрами их смешение и отождествление здесь имеет своим
неизбежным следствием дополнительное повышение неопределенности (вместо ее снятия) в
картине психического субъекта (и без того достаточно диффузной), поскольку
соответствующий "оползень" здесь гораздо труднее различим и потому влечет за собой
гораздо более трудно устранимые "смазывания" и "зашумливания" этой картины. Такая резко
выраженная "размытость" усиливается еще и тем, что в интегральной структуре субъекта
переплетены и взаимно замаскированы разные пласты иерархической системы,
начинающейся с элементарных эмоций, общих у человека с животными, а завершающейся
высшими формами интеллектуальных и нравственных чувств человека. Эта слитность
разноуровневых слоев с особой остротой требует использования примененной уже в
предшествующих разделах стратегии, специально направленной на разведение субъективных
и объективных компонентов психических процессов (в данном случае эмоций), их общих и
частных форм, целостных и частичных проявлений, исходных и производных уровней. Этой
стратегией, включающей маршруты "снизу вверх" и затем "сверху вниз", определяется
последовательность продвижения анализа от эмпирических характеристик и закономерностей
элементарных общих эмоций к краткому анализу основных (но только общепсихологических!)
закономерностей высших форм человеческих чувств. Важнейшей предпосылкой преодоления
всех рассмотренных выше эмпирических, теоретических и жанровых трудностей,
обнаруживающихся уже при постановке проблемы научного анализа эмоций, является не
только специальная стратегия исследовательской "хирургии" и "экстирпации", но и необходимо
сопутствующая ей особая "концептуальная гигиена" строгое, по возможности точное и
конкретное использование научных концептов, которое должно, повидимому, начаться уже с
исходных определений понятия "эмоция".
О недостаточности традиционных определений эмоций
Не вызывает никакого сомнения тот факт и отвечающее ему обобщенное положение, что
эмоции ближе всего связаны с отношениями субъекта к объектам, которые его окружают и
входят в контекст основных жизненных событий (см. Рубинштейн, 1988; Мясищев, 1960).
Поэтому все основные определения эмоций включают в свой состав понятие "отношения". За
пределами этой общности начинаются различные вариации исходных понятий, используемых
в определении.
Определение специфичности эмоций как переживания событий и отношений в
противоположность когнитивным процессам как знанию об этих событиях и отношениях
недостаточно уже хотя бы потому, что оно описывает эмоции в терминах именно видовых
характеристик и не заключает в себе родового признака. Это определение по сути
|