ощущает, воспринимает, представляет и воображает через посредство образов именно
объекты, являющиеся их содержанием. Поэтому здесь есть искомая нами производная,
вторичная форма непосредственности, однако нет непосредственности интроспекции,
открывающей субъекту не внешний объект, в частности свое тело, а именно психическое
состояние.
Несколько ближе к искомой форме вторичной, производной непосредственности психического
самоотражения подводит аналогия, относящаяся к организации психически регулируемых
двигательных актов и к их психическому отражению. Ближе потому, что объектом этого
отражения в данном случае является уже не внешняя реальность, а телесный носитель
психики. Если выше речь шла о производной непосредственности перестроенных, так сказать,
сверху образных компонентов когнитивных процессов, иначе говоря, о соотношении первичной
и вторичной психосенсорики, то здесь речь пойдет о соотношении моторики и психомоторики.
Любой моторный акт представляет собой раздражение, вызывающее соответствующее ему
кинестетическое и проприорецептивное ощущение. Экспериментально доказано, что
существует и обратное отношение: представление о движении, образ движения центробежно
вызывает редуцированное мышечное сокращение и редуцированное движение (феномен
идеомоторного акта). Если субъект в некоторых случаях не ощущает центробежно вызванных
редуцированных движений своих соответствующих органов, движений, наличие которых в
микроформе объективно может быть зарегистрировано, то во всяком случае он испытывает
мышечное напряжение. Вторичный образ или представление о движении имеет необходимым
компонентом своей структуры и своего психофизиологического механизма реальное
мышечное напряжение и его непосредственное кинестетико-проприорецептивное ощущение.
Но в отличие от исходной формы непосредственной первичной
кинестетикопроприорецептивной сенсорики это уже вторичная, производная форма
центробежно опосредствованной непосредственности кинестетико-проприорецептивных
ощущений, вызванных опять-таки сверху, но не только в качестве образов памяти, а в
качестве хотя и редуцированных, но тем не менее вполне реальных сенсорных образов. Эта
ситуация отличается от того, что имеет место в области экстерорецептивной сенсорики.
Последняя, как в форме ее исходной, так и в форме сверху вызванной, производной
непосредственности, также включает вторичные периферические изменения рецепторных
аппаратов.
Однако само внешнее раздражение в его объективной физической внеположности по
отношению к носителю психики и независимости от него здесь уже не может быть
центробежно воспроизведено. В случае же идеомоторного акта мы имеем дело с внутренним
проприорецептивнокинестетическим раздражением, которое может быть воспроизведено
сверху, хотя и в количественно редуцированной, но качественно в своей подлинной форме.
Такая сверху воспроизведенная непосредственно образная структура является уже, однако,
не первичной, а производной формой непосредственности или чувственно образной данности
субъекту. Таким образом, как экстерорецептивная, так и кинестетикопроприорецептивная
сенсорика включает в себя формы как исходной, так и производной непосредственности.
Однако в рамках этой общности между экстеро и проприорецептивной сенсорикой
производная форма непосредственности проприорецептивной сенсорики обладает указанной
выше особенностью, вытекающей из ее отнесенности не к независимым от носителя психики
внешним объектам, а к самому носителю психики (в данном случае соматическому). Выявив
соотношение форм производной и исходной непосредственности психического отражения,
относящейся к крайним массам психологической триады, вернемся к ее среднему классу, а
именно, к искомой форме непосредственного психического самоотражения в области
эмоциональных процессов. Уже самый факт рассмотренной в первых главах соотнесенности
трех основных видов ощущений (экстеро-, проприо и интерорецептивных) с тремя классами
психологической триады дает основание ожидать, что и в ее среднем классе, т.е. и в
эмоциональных процессах, имеется аналогичное соотношение исходной и производной форм
чувственной непосредственности. Рассмотрим это на примере различных форм боли, которая
является одновременно и сенсорным, и эмоциональным психическим процессом.
|