Navigation bar
  Print document Start Previous page
 233 of 338 
Next page End  

общей системе понятий теоретико-системного подхода, поскольку здесь речь идет именно о
внутренней структуре субъекта-носителя. (Здесь также в обобщенносхематической форме
следует указать и на то требующее дальнейшего анализа обстоятельство, что доминирование
отношений и связей между элементами системы носителя, т.е. преобладание именно
внутренних связей между его элементами, особенно прозрачно и демонстративно выявляется
при внимательном изучении экспериментальных фактов грузинской школы, относящихся к
иерархической системе установок – моторных, сенсорных, перцептивных, мыслительных,
личностных и социальных.) 
Наконец, в этом же общем контексте существенно и то, что во всех упомянутых концепциях и
категориях так или иначе подчеркивается иерархическая структура субъекта. Основное
содержание рассмотренных выше понятий личностных и социальных установок, отношений,
аттитюдов и диспозиций относится к сфере психологии личности, дифференциальной и
социальной психологии. Однако в той мере, в какой эти дисциплины остаются именно
психологией, а не социологией или физиологией и, соответственно, в той мере, в какой
высшие уровни субъекта-носителя регуляционно-волевых процессов остаются в рамках
интегральных, но именно психических структур, они неизбежно остаются в пределах родовых
свойств психических явлений. Но это, в свою очередь, означает, что субъект-носитель именно
как психическое образование, обладающее родовыми свойствами всякой психики, включается
в структуру основной единицы регуляционно-волевых процессов. Структура основной единицы
этих процессов и включенность субъектного компонента в эту единицу возвращают нас к
вопросу о тех частных модификациях родовых свойств психических явлений, которые
определяют видовую специфичность процессов психической регуляции деятельности.
Поскольку этот вопрос может быть решен только на адекватном ему эмпирическом базисе,
теоретический анализ общей постановки проблемы подводит нас здесь к конкретной задаче
выявления основных эмпирических характеристик регуляционно-волевых процессов. 
Глава 19
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПСИХИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Эмпирика регуляционно-волевых процессов
Составление перечня основных эмпирических характеристик кроме своего главного эмпирико-
теоретического значения, которое оно имело и во всех предшествующих разделах
эмпирического описания и следующего за ним теоретического анализа, здесь приобретает
еще и очень существенный методико-стратегический смысл. Он определяется тем, что по
отношению к регулируемому действию все ранее рассмотренные когнитивные и
эмоциональные процессы являются его мотиваторами и программами. О свойствах и
структуре этих программ мы можем заключать по особенностям действия как их объективного
индикатора. Такой путь исследования отвечает принципиальной сущности всякого
объективного метода, состоящего в том, что о свойствах и структуре объекта, скрытого от
прямого наблюдения, мы судим по его воздействиям на объект-индикатор, открывающийся
прямому наблюдению, или по различным формам регистрирующих эти воздействия
измерений. (Концепция Н. А. Бернштейна, объясняющая закономерности построения
Hosted by uCoz