Navigation bar
  Print document Start Previous page
 242 of 338 
Next page End  

Что же касается волевого усилия и вообще силы воли, то здесь пока можно сказать только
следующее. Экспериментальные исследования этих явлений начал Н. Ах (Ach, 1921),
противопоставивший интенсивность волевого усилия, связанного с детерминирующей
тенденцией, интенсивности тенденции ассоциативной. Однако дальнейшие
экспериментальные работы в этой области, вопервых, крайне малочисленны и, во-вторых,
чрезвычайно поверхностны. В них не удалось вскрыть сколько-нибудь определенной
закономерности, которой подчиняются специфические уровни этих интенсивностных
характеристик. Такое положение дел обусловлено, повидимому, фактически не снятой
неопределенностью самого понятия "воля", нераскрытостью внутренней структуры волевой
регуляции и невыясненностью того, какое место она занимает в общей иерархии программ
психического регулирования. Именно поэтому об интенсивностных характеристиках волевого
регулирования будет сказано в краткой форме несколько ниже, в связи с рассмотрением
вопроса об иерархии уровней психического регулирования деятельности. 
Таковы самые основные моменты эмпирических характеристик первой подгруппы
приведенного перечня, в которую входят базальные, исходные свойства психических
программ. Обратимся теперь к краткому описанию их производных характеристик. 
Предметность психических программ – регуляторов деятельности
В общем контексте всей применяемой здесь эмпирикотеоретической стратегии чрезвычайно
показательно, что Н. А. Бернштейн, проявляя высокую исследовательскую чувствительность к
логике изучаемого объекта, сразу же после итогового описания пространственно-временной
структуры психических программ переходит к рассмотрению их предметности. И тут
обнаруживается, что хотя образ предмета именно как объекта действия представляет
ведущую афферентацию только на уровне предметных действий, в своей более обобщенной
форме предметность является общим свойством психических программ, относящихся ко всей
иерархии уровней психической регуляции деятельности. Н. А. Бернштейн пишет: "Точно также,
как пространство и время, предмет не впервые появляется на сцену в двигательных актах
уровня действий. Наоборот, взаимоотношения движущегося органа с предметом имеют по
необходимости место на всех уровнях построения, но только строятся во всех них поразному"
(1966, с. 83) 
В контексте используемой нами стратегии принципиально важно, что разным формам
предметности соответствуют различные классы регулируемых движений, которые и являются
строго объективными индикаторами соответствующих предметных психических программ. Это
принципиально важно потому, что психически регулируемые движения, действия и целостная
деятельность обращены не к пустому пространственно-временному континууму окружающей
реальности, а к континууму, заполненному теми предметами, которые и являются прямыми
объектами деятельности. Именно поэтому свойство предметности обнаруживает свою
общность и вместе с тем разноуровневость также и в собственно психологических
исследованиях когнитивных и эмоциональных психических процессов на всех уровнях их
организации. 
На исходных уровнях построения движений и соответствующих им психических программ
предмет, по описаниям Н. А. Бернштейна, фигурирует как материальная точка, т.е. не как
объект собственно действия, а как перемещающийся объект или объект, относительно
которого осуществляется пространственное перемещение. С точки зрения организации
соответствующих психических программ это означает, что предмет здесь представлен не
своей внутренней пространственной организацией, не фигурой, которая редуцирована в
пределе до точки, а своими координатами, изменяющимися или стабильными в общей
метрике пространственного фона или поля. 
На обоих подуровнях уровня пространственного поля предметность достигает геометрической
полноты. Редуцированная на предшествующем уровне фигура развертывается до метрически
адекватного воспроизведения контура или формы, что доводит воспроизведение не только
Hosted by uCoz