памяти сразу бросилась в глаза. Прежде всего уже внутри сферы когнитивных процессов эта
аналогия состоит в том, что воспроизводящее воображение имеет дело с исходной формой
образов, пассивно воссоздающих реально существующие объекты, скрытые, однако, от
прямого отображения в первичных образах (сенсорных или перцептивных). Тем самым
воспроизводящее воображение непосредственно связано со сферой сенсорно-перцептивных
образов, которые, однако, в отличие от вторичных образов или представлений памяти не
пассивно воспроизводятся, а строятся по описанию или какими-либо средствами сенсорно-
перцептивной экстраполяции. Эти образы относятся к сенсорно-перцептивной сфере потому,
что они отображают реально существующие объекты, которые не стали сферой прямого
отражения в ощущениях и восприятиях не в силу их принципиальной чувственной
недоступности, а по причинам какой-либо вызванной привходящими обстоятельствами их
скрытости от прямого наблюдения (например, потому, что они выходят за границы опыта
данной личности или данного поколения в целом, относясь к прошлым историческим
периодам). Так или иначе, построение образов воспроизводящего воображения опирается не
на мыслительное конструирование, а на косвенные формы пассивного построения образов,
которые в принципе могли быть выстроены средствами прямого сенсорно-перцептивного
отображения.
В отличие от этого творческое воображение, создавая образы не существующих еще, т.е.
относящихся к будущему, объектов или фантастические образы, объекты которых
маловероятны или вообще невероятны, строит образы средствами умственных действий,
которые не восстанавливают, а именно перерабатывают сенсорноперцептивный опыт. Тем
самым творческое воображение явно включается в мыслительный процесс, представляя один
из языков мышления язык предметных пространственно-временных гештальтов (см. Веккер,
1979; Веккер, Либин, готовится к печати).
Исходя из сказанного, есть основания заключить, что эквивалентами двух форм когнитивной
памяти, т.е. памяти сенсорно-перцептивной, или образной, и памяти словесно-логической, или
мыслительной, являются сенсорно-перцептивное воображение и воображение словесно-
логическое, или мыслительное. Однако под влиянием традиции, ограничивающей процесс
воображения только сферой когнитивных процессов, процесс воображения был рассмотрен и
истолкован по существу только как компонент мыслительных процессов, а первая форма
когнитивного воображения воображение сенсорноперцептивное вообще не
рассматривалась.
Между тем достаточно сделать еще один шаг по пути проведения рассматриваемой аналогии
с процессами памяти, как сразу же откроется маскируемая традиционной установкой другая
сторона психической реальности, отображаемой понятием "воображение". Эта другая сторона
заключается в том, что эмоциональное воображение столь же несомненная психическая
реальность, как и эмоциональная память. Соответственно этому воображение движений и
действий или, иначе, двигательно-действенное воображение столь же несомненная
психическая реальность, как и двигательно-действенная память. Весь житейский
психологический опыт, подкрепленный научным опытом психологии искусства и психологии
деятельности, неопровержимо свидетельствует, что процесс воображения включен во все
классы психологической триады и, следовательно, аналогично процессам памяти носит
сквозной характер. И если вопреки прямо выраженному в научных классификациях факту
включенности мнемических процессов во все классы психологической триады процессы
памяти продолжают трактоваться в основном как процессы когнитивные, то тем легче
консервативная сила этой традиции продолжает действовать по отношению к процессу
воображения, поскольку сквозной характер последнего пока еще не получил своего выражения
даже в соответствующих эмпирических классификациях. Однако в настоящее время не
существует, по-видимому, серьезных научных оснований сомневаться во включенности
воображения в эмоциональные и регуляционно-волевые процессы и тем самым в его
сквозном характере.
|