последовательностью, были затем подвергнуты проверке и дальнейшему уточнению в целой
серии исследований (см. там же; Веккер, Михайлов, Питанова, 1968; Лоскутов, 1974).
В этих работах была выявлена конкретная последовательность фаз симультанирования и
определены их временные характеристики. Однако наиболее важный для настоящего
контекста итог этих исследований заключается в следующем: конечным эффектом явно
развертывающегося здесь процесса симультанирования является возникающий у
испытуемого целостно-предметный пространственный образ, образ контура воспринимаемого
объекта. И хотя эта итоговая целостно-пространственная структура является эффектом
процесса симультанирования и перехода временного ряда в целостно-пространственную
структуру, эта конечная целостно-пространственная структура воспринимаемого треугольника,
квадрата или круга по своей симультанности, по одновременному охвату всех элементов
контура совершенно не отличается от той симультанной структуры зрительного перцепта,
которая имеет место в обычных условиях симультанного предъявления. Эта тождественность
характера итоговой симультанности в обоих случаях делает достаточно определенным и
демонстративным сам факт временного происхождения пространственной симультанности
даже в тех условиях, где эта исходная форма происхождения симультанности скрывается и
маскируется кажущейся изначальностью этой симультанности (как это происходит, например,
при обычном симультанном предъявлении объекта).
С еще большей определенностью временное происхождение зрительно-пространственной
симультанности демонстрируется в ранних работах Ю. П. Лапе (1961). В них изначальный
характер симультанности исключается не только последовательным предъявлением
элементов контура, но и специально экспериментально ограниченным полем зрения, когда
элементы контура последовательно экспонируются через узкую щель на один и тот же участок
рецептора, что в максимальной степени приближает построение такого зрительного образа к
гаптическому. Тем самым влияние исходной симультанно-пространственной схемы на
конечный эффект симультанирования предметного образа полностью исключается, и этот
эффект оказывается результатом преобразования сукцессивного временного ряда в
целостную, непрерывную симультаннопространственную структуру. Чрезвычайно близкая к
этому экспериментальная ситуация имеет место в опытах А. Р. Лурия (1962) с трубчатым
полем зрения. Здесь также элементы воспринимаемого контура последовательно экспонируют
на один и тот же участок искусственно ограниченного зрительного поля; этим самым
изначальная симультанность пространственной схемы, как и в опытах Ю. П. Лапе, но даже в
еще большей степени, исключается и конечный эффект симультанности зрительного образа
имеет совершенно явное временное происхождение и является результатом преобразования
временной последовательности в пространственную одновременность.
Вся эта совокупность фактов с достаточной определенностью выявляет временное
происхождение зрительно-пространственной симультанности перцептивных образов. Однако в
контексте настоящего рассмотрения, в котором главным является вопрос об организации
сенсорно-перцептивного времени в его связи с памятью, особенно важно подчеркнуть
следующее обстоятельство: результаты всех упомянутых выше исследований, в том числе и
наших собственных, представлены как явное свидетельство преобразования
последовательного временного ряда в пространственно-предметную целостную структуру, т.е.
как свидетельство эффекта перехода временной последовательности в пространственную
одновременность. Что же касается того, что переход от временной последовательности к
пространственной одновременности осуществляется посредством промежуточного звена, с
представленной в нем временной симультанностью, без которой симультанности
пространственной просто неоткуда было бы взяться, то этот принципиальный факт не только
не был соответствующим образом истолкован, но вообще не был выявлен и не стал
предметом рассмотрения, хотя сами по себе полученные результаты об этом
свидетельствуют.
Если теперь обратиться к сфере интерорецептивной и проприорецептивной сенсорики, то
предметом исследования этот аспект пространственно-временных соотношений был в еще
|