сечение, разделяющее нервное возбуждение как форму допсихической информации и
ощущение как простейшую форму информации уже психической, связана с формированием
психологической специфичности памяти. Этот переход связан с такими проанализированными
выше свойствами памяти и сенсорного времени, как единство последовательности,
длительности и одновременности и базирующееся на этом специфическом сочетании
свойство потенциальной обратимости. Это специфическое сочетание свойств на чисто
нервном, допсихическом уровне памяти отсутствует. Принципиальное качественное различие
нервного и нервно-психического уровней организации информационных процессов по сути
органически связано с принципиальным различием уровней памяти памяти допсихической и
памяти специфически психологической. И в этой связи мы опять-таки приходим к сделанному
уже выше заключению о том, что память является не только средством воспроизведения
прошлого опыта, но и средством формирования опыта уже на уровне сенсорных, а затем и
сенсорно-перцептивных, сенсорно-эмоциональных, сенсорно-регуляционных психических
процессов.
Возвращаясь теперь уже на этой основе к представлениям как образам вторичным,
необходимо сделать одно существенное дополнение. Из всего приведенного выше
фактического материала и сделанных на его основе обобщений следует, что память не
только условие и средство воспроизведения представлений именно как вторичных образов, но
и средство осуществления их актуальной динамики, динамики их протекания уже тогда, когда
они переведены с общекодового уровня их хранения в актуализованное психологическое
существование. Дело в том, что, будучи воспроизведенными, вторичные образы, как и образы
первичные, необходимо включают в себя исходные пространственно-временные компоненты.
Последние же, как это необходимым образом вытекает из всего приведенного материала,
включают в себя функцию оперативной памяти, без участия которой никакой психический
образ (первичный или вторичный в данном случае безразлично) просто невозможен.
Представления как вторичные образы, вообще говоря, выходят за рамки когнитивных
процессов и охватывают, как и процессы сенсорно-перцептивные, все три класса
психологической триады.
Но в структуре познавательных процессов они занимают промежуточное положение между
образным и мыслительным уровнями когнитивных процессов. Пройдя при таком кратком
рассмотрении вопроса о связи памяти с различными психическими процессами, в данном
случае когнитивными, эту промежуточную форму, естественно обратиться к связи памяти с
мыслительными когнитивными процессами. Вопрос о месте памяти в целостной системе
когнитивных процессов, формирующих интегральную систему интеллекта, в частности вопрос
о связи памяти с мышлением как высшим уровнем интеллекта, был предметом специального
рассмотрения (см. Веккер, 1976, т. 2, гл. 5, 6). Мы сделаем лишь те дополнения,
необходимость в которых вызывается произведенным в данной главе анализом и основной
его задачей, а именно, выявлением интегративной функции памяти. Вопрос же о таких
функциях памяти, как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого мыслительного
опыта, отходит здесь на второй план по двум основаниям: во-первых, потому, что эти функции
есть частный случай хранения и воспроизведения всякого опыта вообще и подчиняются
поэтому общим закономерностям хранения и воспроизведения опыта. Сами же эти
закономерности относятся по преимуществу к сфере долговременной памяти, прежде всего ее
физиологических механизмов. Данный вопрос отходит в настоящем контексте на второй план
и потому, что интегративная функция памяти, являющаяся предметом рассмотрения,
относится главным образом именно к тому синтезу и взаимодействию различных компонентов
и аспектов опыта, который осуществляется на актуальном психологическом уровне процессов
памяти, а не на уровне долговременного хранения ее статических кодов. Поэтому в первую
очередь речь должна идти о кратковременной и оперативной мыслительной памяти, т.е. о
включенности процессов памяти в самую динамику мыслительных процессов, и о ее функции,
во-первых, как интегратора отдельных компонентов мыслительного процесса в его целостные
структурные единицы и их совокупности и, во-вторых, как интегратора различных когнитивных
процессов в целостную систему интеллекта.
|