Navigation bar
  Print document Start Previous page
 304 of 338 
Next page End  

теоретические и эмпирические основания, чем ко всем остальным, рассмотренным в
предшествующих разделах монографии психическим явлениям. 
Именно речевое сообщение отвечает понятию "информация" в исходном его значении.
Передача речевых сообщений была первым объектом исследования теории связи и
шенноновской теории информации, а затем и ее общекибернетического варианта. Именно
отсюда, от понятия "речевое сообщение" началось движение всех общекибернетических
обобщений понятия "информация", приведшее в конечном счете к распространению его на
генетику, нейрофизиологию, психологию, социологию, лингвистику и т.д. Но и сейчас понятие
"речевое сообщение" соответствует прямому и точному смыслу современного
общекибернетического понятия "информация". Речевое сообщение представляет собой
типичную форму общекодовых информационных структур, относящихся к. исходному уровню
изоморфизма, если брать распространение речевого сообщения в межиндивидуальной части
канала связи, соединяющего партнеров по коммуникации. Это же речевое сообщение
относится и к различным частным формам этих общекодовых структур, т. е. к различным
более частным уровням изоморфизма, если брать его движение внутри интраиндивидуальной
части этого канала связи, объединяющего партнеров по коммуникации. Сам же акт
коммуникации представляет собой типичную форму информационного процесса. Однако в
отличие от собственно когнитивных интраиндивидуальных психических процессов, таких,
скажем, как сенсорика или перцепция, которые являются формой приема и переработки
информации, социально-психологический акт коммуникации представляет собой обмен
информацией. Если в сенсорном, перцептивном или даже общемыслительном акте объект
отражения представляет собой источник информации, поступающей к субъекту, то в
коммуникативном акте источником и вместе с тем приемником информации выступает каждый
из партнеров. 
Таким образом, если коммуникативный акт, взятый в его целостной структуре, отвечает
прямому и точному смыслу понятия "информация" и, следовательно, является в собственном
смысле информационным процессом, то в не меньшей степени это относится к речевому
процессу как акту деятельности индивида. Речь отдельного субъекта есть
интраиндивидуальный компонент межиндивидуального информационного обмена. 
Этот наиболее общий исходный аспект речевого процесса как компонента информационного
обмена обуславливает теоретическую ситуацию, относящуюся ко второму аспекту речевого
акта, имеющему своим содержанием речевое действие как частную форму действия и
речевую моторику как частную форму моторики. Частная форма обладает специфичностью,
отсутствующей на более общем уровне организации предметных действий и ставящей эту
форму в особое положение по сравнению с общими принципами организации
информационных процессов. Дело в том, что любой акт практической деятельности
регулируется нервной и нервно-психической информацией, но сам по себе он в общем случае
не является информационным процессом в собственном и точном смысле этого понятия. В
случае предметного действия моторный акт, воплощающий в себе исполнительный эффект
рефлекторного цикла, как и всякий другой собственно исполнительный акт, скажем,
вазомоторный, секреторный, обменный и т.д., не является актом переработки информации.
Комплекс мышечных сокращений, реализующих общекинетическую мелодию движения и
действия, управляет информацией, но не является ею. Речевое же действие и
осуществляющая его речевая моторика, будучи также специфической частной формой
исполнения и поэтому будучи актом действия и компонентом деятельности в прямом смысле
этого слова, вместе с тем – и в этом состоит его специфика – остается актом переработки
информации: оно продуцирует не предметные эффекты, а речевые коды, несущие
информацию, которая адресуется субъектомисточником другому субъекту – ее приемнику. 
Таким образом, на входе в интраиндивидуальный канал информационного обмена стоит
прием речевых сигналов, слуховых или зрительных, а на выходе, в эффекторной части этого
канала стоят опять-таки сигналы, речевые коды, но уже не слуховые или зрительные, а
моторнокинестетические, звуковые. В этом отношении моторноэффекторное звено речевого
Hosted by uCoz