Navigation bar
  Print document Start Previous page
 325 of 338 
Next page End  

носитель отличается от отдельной своей черты степенью интегрированности. Все эти
носители разных уровней организации и разной степени интегральности занимают свое
определенное место в иерархическом дереве носителей психических свойств. Эта иерархия,
как мы уже говорили, включает в себя целый ряд промежуточных уровней, но по ее краям
располагаются: внизу – исходный уровень материального, физического носителя своих
свойств, а на вершине – личность как производный максимально интегрированный
психический субъект своих психических свойств. Без адекватного соотнесения иерархии
психических свойств разного уровня организации и разной степени интегральности с
иерархией их психических носителей никакая адекватная классификация психических свойств
по самому логическому существу проблемы просто невозможна. Этим определяется
актуальность общей проблемы соотношения свойства с его носителем для построения
адекватной системы психологических понятий, хотя в других областях научного знания данная
проблема, может быть, уже потеряла свою остроту. В данном же конкретном контексте
вопросы соотношения свойства со своим носителем особенно актуальны потому, что, как было
показано выше, понятие психического субъекта как носителя своих свойств и процессов по
самому существу входит в общие структурные формулы эмоциональных процессов и
процессов психической регуляции деятельности. 
В предшествующем подразделе главы было показано, что для построения единой теории
психических процессов, охватывающей общим концептуальным аппаратом все члены
психологической триады, необходимо преодолеть, вопервых, горизонтальные границы,
разделяющие разные уровни в каждом из классов, а во-вторых, вертикальные границы,
отделяющие каждый из классов от соседнего, т. е. рубежи между процессами когнитивными,
эмоциональными и процессами психической регуляции деятельности. Из всего содержания
настоящего подраздела ясно, что построить единую теорию психических процессов
невозможно без преодоления не только всех этих горизонтальных и вертикальных
концептуальных рубежей и языковых барьеров, но и тех трудностей, которые связаны с
коренными концептуальными и языковыми различиями в эмпирико-теоретическом научном
аппарате общей психологии психических процессов и психологии личности. Такой вывод с
необходимостью следует из того факта, что язык описания и объяснения эмоциональных
процессов и процессов психической регуляции поведения и деятельности опосредствован
языком описания и объяснения структуры субъекта как носителя этих процессов. Это
опосредствование, в свою очередь, с необходимостью следует из многократно
упоминавшегося включения субъекта-носителя в само содержание эмоциональных и волевых
процессов. А концептуальный аппарат и научный язык психологии личности как субъекта-
носителя соответствующих психических свойств и психических процессов существенно
отличается от концептуального аппарата и научных языков, с помощью которых описываются
и объясняются сами психические процессы. Из всего этого следует, что построение общей,
единой теории психических процессов с необходимостью основывается на таком
концептуальном аппарате, который охватывает общими принципами, во-первых, все классы
психологической триады, а во-вторых, закономерности организации личности как субъекта-
носителя всех психических процессов. 
Общая психология психических процессов и личности как субъекта
Находясь на более высоком уровне интеграции, чем отдельно взятые классы психологической
триады – когнитивные, эмоциональные и регуляционно-волевые процессы, сознание – как это
следует из изложенного в предыдущей главе – не является все-таки ее конечным, итоговым
результатом. Взятое в более широком смысле этого понятия, сознание охватывает высшие
уровни интеграции всех классов психологической триады, однако именно лишь высшие
уровни, а не всю психику в целом. В более узком смысле сознание представляет собой итог
интеграции когнитивных и эмоциональных процессов. Здесь сознание рассматривается в его
отношении к внешней объективной реальности, т.е. со стороны своей информационно-
отражательной функции. При таком значении этого понятия, оно тем более не охватывает
конечные результаты психического синтеза. Однако, если при попарном интегрировании
классов триады итоги интеграции когнитивных и эмоциональных процессов воплощаются в
Hosted by uCoz