процесса выводило поиски путей снятия этого парадокса из тупиковой ситуации, куда
неизбежно попадала мысль, если она отталкивалась от представления, что субстратом
психики является лишь головной мозг.
Именно потому, что концевые компоненты рефлекторного акта по самой их природе
необособимы от раздражителя, состояния рецепторно-эффекторного взаимодействия с этим
раздражителем выводят рефлекс за пределы схемы биологического явления в область более
общих закономерностей физического взаимодействия между двумя физическими телами
организмом и объектом. Рефлекс здесь выступает частным случаем такого взаимодействия,
что запечатлено и в этимологии самого слова "рефлекс" (от лат. refleksive отражение).
Тем самым принцип рефлекса логически входит в категориальный аппарат, более общий, чем
психофизиологическая и даже биологическая система понятий. Такая иерархическая структура
понятия "рефлекс" определяет его эвристическую эффективность. По самому своему
логическому существу такая многоуровневость открывает возможность конструктивных ходов
анализа в двух направлениях.
Структура понятия "рефлекс"
Первое направление ведет в сферу общих законов и характеристик физического
взаимодействия. Другое направление, наоборот, ведет к конкретизации. Этот второй,
логический, вектор определяет вычленение разных уровней сложности внутри самого
принципа рефлекса. Поскольку рефлекс возводится в ранг универсального родового понятия,
этим естественно детерминируется различение специфики его частных, видовых форм. Эта
логика поиска не случайно приводит И. М. Сеченова (1952) к описанию перечней
рефлекторных актов, упорядоченных по степени их сложности. Сведенная воедино, шкала
рефлексов содержит в нижней своей части простейшие гомеостатические и висцеральные
реакции, в промежутке невольные движения различной сложности, начиная с "чистых"
рефлексов, осуществляющихся и при бездействии головного мозга, а в своей верхней части
"внешнюю деятельность человека... с идеально сильной волей, действующего во имя какого-
нибудь нравственного принципа и отдающего себе ясный отчет в каждом шаге, одним
словом, деятельность, представляющую высший тип произвольности" (там же, с. 170).
Многоступенчатая структура обобщенного и радикально преобразованного И. М. Сеченовым
понятия "рефлекс" охватывает, таким образом, единым принципом явления самых различных
уровней общности физическое взаимодействие организма и среды, биологическое
приспособление, соматическую висцеральную реакцию, элементарный поведенческий акт,
социально детерминированное сознательное действие и собственно психические, внутренние
процессы, не получающие объективированного выражения в исполнительных функциях. Такая
структура представляет не рядоположный перечень, а иерархию, объединяющую
универсальным принципом различные специфические частные формы. Основной задачей
концепции, таким образом, является объяснение специфики частных форм на основе
связывающей их общей закономерности.
Роль сигналов в организации поведения
Обязывая к постановке такой задачи, эта логическая структура заключает в себе и важнейшие
предпосылки продвижения к ее решению. Дело в том, что рассмотренная иерархия уровней
сложности за единством своей структурной схемы скрывает общий функциональный принцип
организации рефлекторных актов. Этот принцип объединяет нервные и нервно-психические
компоненты рефлексов обшей регуляторной функцией по отношению к конечным
исполнительным звеньям акта. Именно в этом пункте в концептуальный аппарат И М
Сеченовым вводится понятие сигнала, прошедшее затем через всю историю рефлекторном
теории регуляторную функцию по отношению к исполнительному компоненту рефлекторного
акта несут сигналы от раздражителя, на который исполнительные звенья рефлекса
направлены.
|