Рассматривая этот генетический факт в связи с анализом "самых первичных условий
образования восприятия пространства", Б. Г. Ананьев делает вывод, "что поле зрения ребенка
формируется именно движущимися объектами, в число которых, конечно, входит и сам
взрослый человек" (там же, с. 234).
Направление эволюционного развития пространственновременной структуры зрительного
поля, имеющее своим началом отображение движения, получило воплощение в строении и
функционировании сетчатки глаза человека. Так, периферия сетчатки стимулируется
движением, которое еще совсем не ощущается, но вызывает рефлекторный поворот глаз.
Затем при перемещении раздражения несколько ближе к центру возникает ощущение
движения, не дающее еще, однако, возможности определить внутренние характеристики
движущегося объекта. Рассматривая эти и аналогичные им факты, Р. Грегори (1970) делает
заключение о том, что "все глаза являются прежде всего детекторами движения" (с. 105), и что
"фактически только, вероятно, глаза высших животных способны давать мозгу информацию о
неподвижных объектах" (там же, с. 101).
Существенно, однако, что экспериментальная психология зрения располагает не только
данными, указывающими на генетическую первичность отражения движения объекта, но
фактами, свидетельствующими о том, что пространственная структура зрительных ощущений
формируется на основе этого отражения перемещений. Таков, например, феномен
кинетического эффекта глубины, полученный Метцнером, а затем воспроизведенный в
условиях монокулярного восприятия Г. Уоллахом и Д. О'Коннелом. Эффект этот заключается в
том, что теневые фигуры, мгновенное изображение которых в поле зрения одного глаза
видится как двухмерное, отображаются, однако, как трехмерные при условии, если объект,
тень которого рассматривает наблюдатель, вращается с определенной скоростью (Wallach,
O'Connel, 1953). Этот факт имеет принципиальное значение: он показывает, что бинокулярная
диспаратность сетчаточных изображений не является единственным механизмом
формирования трехмерной пространственной структуры сенсорного поля и что основой
построения трехмерной структуры является воспроизведение движения объекта, которое
может отображаться и монокулярно.
Временной и кинетический эффекты глубины свидетельствуют о том, что одновременная
собственно пространственная структура сенсорного поля, в обычных условиях
представляющаяся изначально данной, имеет под своей феноменологической поверхностью
отображение последовательной смены координат. При этом принципиальное значение для
характеристики формирующейся системы координат, в которой отображается перемещение,
имеет тот факт, что, поскольку зрительный образ дифференцирует перемещение
наблюдателя и движение объекта (если не говорить об иллюзорных эффектах), начало
отсчета в такой пространственной системе координат оказывается связанным не с самим
движущимся наблюдателем, а с окружающей средой (Колере, 1970).
|