ультрапарадоксальная фаза, И. П. Павлов (1951) указывает, что "очевидно, этот закон
взаимной индукции противоположных действий должен быть приложим к противоположным
представлениям, связанным, конечно, с определенными (словесными) клетками и
составляющими также ассоциированную пару" (с. 249).
Общая мысль об образе как рефлексе, как продукте формирующихся в анализаторе
рефлекторных связей, конкретизируется в более точное и определенное положение об образе
как эффекте рефлексов анализаторного аппарата (ибо именно в анализаторе внешнее
воздействие трансформируется в ощущение). Таким образом, будучи регуляторным
компонентом рефлексов по отношению к их исполнительным эффектам, чувственный образ
сам является эффектом соответствующих анализаторных рефлекторных актов,
осуществляющих чувственное отражение.
В самом анализаторном аппарате замыкаются, следовательно, собственные рефлекторные
дуги. Эти положения подтверждаются современными исследованиями, трактующими
анализатор как систему, функционирующую по принципу обратных связей (Соколов, 1957), а
также данными многочисленных исследований условно-рефлекторной динамики ощущений.
Рассматривая положение о том, что эффекторный характер носят не только моторные,
секреторные, тропические и другие рефлекторные эффекты, но и сенсорные процессы, Е. Н.
Соколов считает, что, будучи началом афферентной части рефлекторной дуги при замыкании
связи, рецептор сам является эффектором, который рефлекторно регулируется корой. Общая
закономерность, которой подчиняется изменение чувствительности при наличии в момент
определения порога другого, дополнительного раздражителя, раскрыта Б. М. Тепловым (1937)
на зрении. Она заключается в том, что слабые, иногда даже подпороговые, раздражители
повышают чувствительность к другим одновременно с ними действующим раздражителям, а
сильные раздражители ее понижают. Здесь перед нами общая зависимость изменения
величины рефлекторного эффекта от интенсивности действующего побочного раздражителя.
Зависимость эта вытекает из установленного И. П. Павловым именно на основе динамики
рефлекторных эффектов общего для всей высшей нервной деятельности закона, по которому
при слабом раздражительном процессе происходит иррадиация, а при более сильном
концентрация нервных процессов.
Большой экспериментальный материал, накопленный в области проблемы взаимодействия
одноименных и разноименных ощущений Красковым, Кекчеевым, Ананьевым и др., также явно
свидетельствует в пользу рефлекторных закономерностей работы анализатора, лежащих в
основе формирования ощущений.
Из приведенного анализа видно, что чувствительность и ощущение подчиняются законам
динамики рефлекторных эффектов. А это означает, что чувственный образ действительно
частный случай рефлекторных эффектов. Эти общие положения рефлекторной теории образа
должны быть последовательно реализованы в конкретном анализе механизмов
формирования чувственного образа, ставящем своей задачей решение собственно
психологических проблем теории образа, и, в частности, прежде всего образа осязательного,
занимающего, как указывалось, особое и в своих простейших формах исходное место в
системе чувственного отражения действительности.
О физической основе предметности образа
Рефлекторный процесс формирования предметного образа, как и всякий материальный
процесс получения изображения одного объекта в другом, по необходимости начинается с
физического взаимодействия носителя изображения с его объектом. Это физическое
взаимодействие является исходным пунктом и общим моментом формирования изображений.
Так, процесс зрительного восприятия, при всей своей специфичности продолжает оставаться
физическим взаимодействием между глазом и воспринимаемым предметом. При этом
проекция как важнейшее свойство чувственных образов связана с исходной основой
|