обладают достаточной структурной определенностью. Такое сопоставление, опускающее все
промежуточные формы, именно в силу расположения сравниваемых форм у противоположных
краев сенсорноперцептивного диапазона, обещает, по-видимому, выделение четких критериев
в различении структурных характеристик исходных сенсорных и собственно перцептивных
форм первичных образов.
Выше был приведен перечень основных эмпирических характеристик простейших психических
процессов ощущений (см. схему 4). Поскольку элементарные ощущения входят как
компоненты в структуру интегральных перцептивных образов, описанные
пространственновременные, модальные и интенсивностные характеристики сохраняются в
качестве базальных и в наборе основных свойств образов восприятия. Составляя перечень
основных эмпирических характеристик перцептивного образа, нужно выяснить, какими
характеристиками необходимо дополнить исходный перечень, чтобы получить набор свойств,
достаточно полно описывающих перцептивные образы в диапазоне их максимальной
адекватности объекту. Решение этого вопроса отчетливо разбивается на два этапа. Первый из
них необходимые уточнения и дополнения тех характеристик, которые уже содержатся в
списке основных свойств ощущений. Второй выяснение тех свойств и параметров, которые
не входили в список основных характеристик ощущения, но, будучи исследованными именно в
связи со спецификой перцептивных образов, должны быть введены в составляемый перечень
на данном этапе анализа.
Пространственно-временная структура восприятия
Первой суммарной характеристикой ощущения, как было показано, является его
пространственно-временная структура, которая, будучи наиболее общим свойством любого
психического процесса, сохраняет свое исходное место и в настоящем перечне. На уровне
ощущений эта структура включает в качестве своего корневого единого пространственно-
временного компонента воспроизведение перемещения (изменения координаты объекта с
течением времени). В ее собственно пространственную ветку входит отображение стабильной
координаты, расстояния и направления (проекция), а в ее собственно временную ветку входит
отображение одновременности, последовательности и длительности (см. схему 3).
При анализе характеристик элементарного ощущения было показано, что адекватное
воспроизведение меняющейся во времени и, в частном случае, стабильной координаты
воспринимаемого объекта представляет собой инвариантное отображение его внешней
метрики, т.е. метрики того трехмерного пространственного фона или поля, в котором данный
объект занимает определенное положение. На уровне элементарного, лишь выступающего
над порогом сенсорного сигнала его объект-источник представлен в адекватно
воспроизведенном трехмерном пространстве по существу как материальная точка, имеющая в
этом поле в пределе одну общую координату. Тем самым на простейшем сенсорном уровне
"пространственность" ощущения, как ее называл И. Мюллер, не затрагивает внутренней
метрики объекта и не воспроизводит его собственной трехмерности. Весь процесс
стадиального перехода от сенсорного образа к перцептивному представляет собой поэтапное
развертывание образа внутренней структуры объекта, которое на собственно перцептивном
уровне доводится, по-видимому, до максимальной адекватности.
Исходя из этого, естественно ожидать, что экспериментальный материал исследований
максимально адекватных перцептивных образов содержит факты, характеризующие
воспроизведение собственной пространственной трехмерности воспринимаемого объекта.
Такие факты в экспериментальной психологии обоих основных видов собственно перцепции
зрения и осязания действительно имеются. Поскольку отображение трехмерной внутренней
структуры воспринимаемого объекта непосредственно примыкает к воспроизведению
трехмерности внешнего пространства, представляя его продолжение и более частную форму,
целесообразно привести ее характеристики как первое дополнение к приведенному перечню
компонентов пространственновременной структуры в качестве второго параметра его
пространственной ветви. В области зрительной перцепции таким хорошо известным
|