работах Гельба. Этот факт заключается в различии величины разностного порога на фоне и на
фигуре. При этом более низкие пороги обнаружены на фоне, а более высокие на фигуре.
То обстоятельство, что величина порога и обратно пропорциональная ей величина
чувствительности входят в качестве одной из детерминант именно в интенсивностную
характеристику образа и тем самым так или иначе обусловливают последнюю, не нуждается в
дополнительных пояснениях. Самый факт различия величины порога на предмете и на фоне
является по своему существу в такой же мере прямым выражением сенсорно-перцептивной
"двуслойности" интегрального образа в области интенсивностной характеристики, в какой
исходный феномен выделения предмета из фона воплощает наличие этих двух "пластов" в
области пространственно-временной структуры образа. Общий пространственный фон
представлен уже на сенсорном уровне и поэтому является более первичным компонентом
образа, обеспечивающим возможность отнесенности образа к определенной координате
внешнего пространства. Естественным выражением исходной роли сенсорного фона или поля
является, по-видимому, и факт более низкой величины порога и, соответственно, более
высокой чувствительности именно на фоне. Выделение и различение элементов внутри
объекта имеет значение вторичного фактора по сравнению с обнаружением самого объекта и
его локализацией на фоне, т.е. во внешнем пространстве.
Таким образом, эти факты обнаруживают органическую взаимосвязь пространственно-
временных и интенсивностных характеристик в рамках общего свойства предметности
сенсорно-перцептивного процесса. Поскольку выделение предмета из фона как исходное
выражение свойства предметности по существу заключает в себе их противопоставление, т.е.
определенного рода контрастирование, естественно ожидать, что проявления свойства
предметности в области модальных характеристик зрительного образа могут быть
обнаружены в области феноменов цветового контраста.
Соответствующие факты в этой области психофизиологии действительно имеются. К их числу
нужно прежде всего отнести распространение цветового одновременного контраста на всю
воспринимаемую фигуру. Контрастный цвет как бы "разливается" (Рубинштейн, 1988) по всему
пространству фигуры, если она не расчленена. Но "достаточно разбить эту фигуру на какие-
либо две части, пишет С. Л. Рубинштейн, чтобы линия, разделяющая фигуру на две
фигуры, явилась преградой для распространения контраста. Целый ряд опытов подтверждает
это положение" (там же). Такая линия раздела между двумя фигурами является границей
сопротивляющихся цветовых полей, у которой действие контраста является максимальным и
выражается в феномене так называемого краевого контраста. На внутренние же части
предметно обособленных полей контраст распространяется слабее. Если индуцирующая
цветовая поверхность сама служит лишь частью определенной предметной структуры, то
действие контраста возрастает.
Все эти экспериментальные факты ясно показывают, что модальные характеристики, как и
интенсивностные, ведут себя резко по-разному, в зависимости от того, взаимодействуют ли
компоненты сенсорно-перцептивного поля внутри образа предмета или между образом
предмета и образом внешнего по отношению к данному предмету фонового пространства.
Внутрипредметная структура образа, или структура, воспроизводящая внутреннюю метрику
его объекта, проявляет себя во взаимосвязях модальных характеристик перцепта таким же
обособленным и единым образованием, как и во взаимоотношениях его интенсивностных и
пространственно-временных характеристик. Во всех этих трех основных характеристиках
образ предмета противостоит образу фона, что и выражается в различиях величин
соответствующих параметров (локализация, пороги, цветовой тон).
Последний момент, на который важно указать в контексте данного описания эмпирических
проявлений свойства предметности, не получил своего выражения в каком-либо специальном
показателе или отдельном экспериментальном факте, а вытекает в качестве общего итога из
упомянутой выше органической взаимосвязи пространственновременных, интенсивностных и
модальных характеристик перцепта как психического изображения объекта. Момент этот
|