отображения усматривается в том, что отображение является обобщенным. И, в-третьих,
особенность мыслительного отображения видят в его опосредствованности, благодаря
которой оно выводится за пределы непосредственного опыта.
Не вызывает сомнений сам факт принадлежности этих признаков к мыслительным процессам.
И не случайно, конечно, именно они входят в состав традиционных определений. Они ближе
всех других к "феноменологическому фасаду" мыслительных процессов, совершенно явно
выражены в логической и речевой структуре мыслительных актов и поэтому легче всего
поддаются фиксации и анализу. Вопрос, однако, заключается в том, являются ли эти признаки
не только необходимыми компонентами структуры мыслительных процессов, но и носителями
специфики этой структуры по сравнению с формой организации до-мыслительных процессов
или процессов "чисто" образного познания объективной реальности. Иначе говоря, вопрос
сводится к тому, достаточны ли эти признаки для проведения четкой демаркационной линии
между структурой мысли и структурой образов ощущений, восприятий и представлений и
являются ли они, взятые в своем общем виде, действительно вторичными, производными по
отношению к социальной детерминации мыслительных актов.
Рассмотрим с этой точки зрения последовательно все три приведенных признака.
Отображение связей и отношений, очень отчетливо выраженное в структуре мышления, само
по себе никак все же не может рассматриваться в качестве носителя его специфики в силу
того несомненного факта, что воспроизведение связей и отношений так или иначе
реализуется не только в структуре уже простейшего психического акта ощущения, где
налицо отражение метрических пространственных отношений, но и вообще в структуре любого
сигнала информации. Сигнал информации, в отличие от шума, как известно, упорядочен по
отношению к источнику в соответствии с общим принципом изоморфизма, а одно из условий
изоморфизма требует взаимнооднозначного соответствия функций или отношений, попарно
связывающих элементы множества-сигнала и множества-источника (подробнее об
изоморфизме см. Веккер, 1974; Веккер, Либин, готовится к печати). Если воспроизведение
отношений является универсальной структурной характеристикой любого информационного
процесса и, следовательно, в частности любого психического, то, очевидно, этот признак,
взятый в его общем виде, никак не может быть носителем специфики мышления. Чрезвычайно
распространенная ссылка на то, что, в отличие от восприятия, мышление воспроизводит
существенные отношения, никак не может быть достаточным основанием для сколько-нибудь
определенного разграничения образа и мысли, так как понятие "сущность" само является
достаточно неопределенным и, во всяком случае, многоуровневым сущность может иметь
множество порядков сложности и глубины.
Второй из приведенных признаков мысли обобщенность отображения отношений, являясь,
как и первый признак, ее необходимым свойством, тоже не может рассматриваться как
носитель ее специфичности по сравнению с сенсорноперцептивными (первичными) и
вторичными образами. Экспериментальный материал и теоретический анализ структуры
первичных и вторичных образов с достаточной определенностью показывают, что
обобщенность является сквозной характеристикой всех видов и уровней образного
психического отражения и что, определяясь отнесенностью образа к той или иной строке
иерархической матрицы форм изоморфизма, сама обобщенность является существенной
детерминантой, с которой связаны другие параметры образа (например, константность и
целостность перцептивного или фрагментарность и неустойчивость вторичного образа).
При этом нет экспериментальных оснований считать внутриобразную обобщенность и
связанные с ней элементы абстракции (выраженные, например, во фрагментарности
представлений) спецификой только человеческих образов, которая в этом случае могла бы
быть истолкована именно как результат обратного влияния речемыслительных процессов на
образные структуры. Такое истолкование необоснованно потому, что большой и очень
демонстративный экспериментальный материал исследований перцептивных процессов у
низших и высших обезьян материал, надежность которого подкрепляется строгой
|