Интеллект может быть понят на основе его сопоставления с эрудицией и идейностью в качестве
процесса обработки знаний, процедур оперирования категориями, алгоритмов мышления. Проблема со-
стоит в том, чтобы обобщить накопленные за всю историю методологические при¸мы оперирования по-
нятиями таким образом, чтобы сделать их доступными всем людям со здравым рассудком. Систематика
при¸мов мышления должна сделать возможным осуществление права на мышление каждым человеком,
их применение при решении всех задач, проблем.
Предшественники многое сделали, но еще больше предстоит сделать последователям. Условием
осуществления этого является отбрасывание необоснованных мнений о самой сущности интеллекта,
методологии, мышления, господствующих сегодня и в обыденном понятии, и в печати. Особо опасным
препятствием следует считать представление о мышлении, как о некоем не детерминированном, не
канонизированном, не стандартизированном процессе. Нет умножения политического, педагогического,
экономического и т.п., как и нейтральна суть интеллекта, в том числе мышления. Мышление одинаково
во всех сферах общественной жизни и представляет собой определ¸нный вид деятельности, труда.
Мышление представляет такую детерминацию операций с мыслями, которая позволяет всем оди-
наково их осуществлять и получать один и тот же результат при оценке одних и тех же исходных дан-
ных. «Если наши предпосылки верны и если мы правильно применяем к ним законы мышления, то резу-
льтат должен соответствовать действительности» [102,Т.20,с.629]. Именно это имеет место в математи-
ческих методах мышления и именно это должно быть присуще любому иному мышлению.
Мышление является объектом изучения философии. Философия положила начало исследованию
мышления и условий повышения однозначности его процедур и истинности его результатов. В конеч-
ном счете философия превращается вс¸ более в науку о мышлении. Философия вс¸ более акцентирует
роль мышления как объекта познания. «... Философия сначала вырабатывается в пределах религиозной
формы сознания и этим, с одной стороны, уничтожает религию как таковую, а с другой стороны, по
своему положительному содержанию сама движется еще только в этой идеализированной, перевед¸нной
на язык мыслей религиозной сфере» [102,Т.26,с.1.23].
Философия предполагает познание объекта в противоположность вере простого переноса зна-
ний от одного поколения к другому. Для этого необходимо развитие мыслительных способностей людей.
Философия пока не обеспечила еще мышления, а поэтому умствование включает веру, что имеет в этих
условиях позитивное значение для отражения мира. Сколь бы ни были парадоксальны современные
заблуждения ученых на основе веры («крутят или нет подсолнечники «головами» [56;103]), тем не
менее, вера является фактическим и позитивным фактором научного познания. Поэтому наука всегда аб-
солютна и одновременно относительна. Помимо этого наука всегда базируется на интуитивных формах
отражения мира.
Философия вышла из мифологии, была служанкой религии и вс¸ более становится наукой об ин-
теллекте. В е¸ собственном развитии необходимо выделить ряд этапов и форм соответственно. Система-
тика форм философии должна не только обособить, но и упорядочить их на основе развития. Возможны
разные интерпретации форм философии на основе их развития. (Прил., рис. 33, 34). Первоначально фи-
лософия была совокупностью знаний об объекте. Философ был знатоком объекта и поэтому мудрецом.
Затем философия ограничила свою функцию только фундаментальными знаниями объекта, чем и зани-
мались мыслители. В таком случае, помимо философа, должны быть и специалисты соответствующих
конкретных наук, которые профессионально знают объект. Гегель предпринял последнюю рациональ-
ную попытку утверждения натурфилософской трактовки философии философской систематики пози-
тивных знаний действительности. Энгельс оценил его попытку в качестве худшего фантаз¸рства
[102,Т.20,с.586]. Век спустя после этой оценки Энгельса натурфилософия снова стала модой, что про-
являет кризис философии. Сейчас популярны попытки разработки философии каждой науки:
философии техники, философии педагогики и т.п. Преодоление архаичных форм философии оставляет
ей функцию быть наукой об интеллекте. Философия должна быть, прежде всего, наукой об интеллек-
те о гносеологии и методологии познания мышления, исследования, творчества.
Традиционная концепция исходит из такого эволюционного ряда: учения - теория - наука.
Например, Энгельс так писал: «До восемнадцатого века никакой науки не было; познание природы по-
лучило свою научную форму лишь в восемнадцатом веке или, в некоторых отраслях, несколькими года-
ми раньше» [102,Т.1,с.599]. «... Наука была чем угодно, только не наукой» [102,Т.22,с.307]. С Коперника
гигантскими шагами пошло развитие науки [102,Т.20,с.347]. Не следует оценивать нигилистически та-
кую оценку возникновения науки. Она не безосновательна. В противоположность такой концепции
исходим из следующего:
|