Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 258 
Next page End  

Неизвестное должно выводиться из известного, даже если последнее ложно. Такое выведение
знаний обеспечивает последовательность мысли, даже если мысль оказывается ошибочной. Несогласо-
ванность и противоречивость мнений, их относительность могут быть выявлены согласованием их с ра-
нее возникшими мнениями.  Осознание важности согласования мыслей на основе их выведения породи-
ло дедукцию. Дедукция подорвала авторитет веры в любые мысли. В конечном счете, она породила не-
обходимость согласования мыслей с фактами.
Согласование, вывод, дедукция исходят из понятия последовательности мыслей. Тем самым не-
обходимо четко осознать ряд категорий: след
следствие
следовательно
последовательно. Следс-
твие является результатом определ¸нной причины и предполагает е¸ познание. «Следовательно» пока-
зывает следствие определ¸нных причин, т. е. осознание образования одного явления из другого. «После-
довательность» есть очередность действий вообще, в том числе и мышления, которое соответствует
действию причины на следствия и зависимости следствия от причины.
Дедукция призвана выявить последовательность событий через содержание понятий. Последова-
тельность событий отражается в свойствах отражающих их понятий. Дедукция так должна соотнести
понятия, чтобы проявить свойства отражаемых объектов на основе их развития.
«Категории надо вывести (а не произвольно или механически взять), не «рассказывая», не «уве-
ряя», а доказывая ...» [88,Т.29,с.86].
Системная координация и субординация понятий является важнейшим условием для соответс-
твия мыслей. Вместе взятые они являются достаточным основанием для систематизации суждений, 
умозаключений,  силлогизмов.
Становление дедуктивных методов мышления так или иначе базировалось на основе индуктивно
полученных фактов. Дедукцию нельзя понять вне индукции, поскольку это два элемента единого цело-
го - парные или полярные категории. Если  индукция обосновывает свойства объектов «снизу» в иерар-
хической их системе, то дедукция ид¸т навстречу - «сверху». В простых случаях они просто взаимно до-
полняют друг друга. В более сложных случаях, они взаимно проверяют друг друга, согласовывая одни и
те же свойства в своих направлениях движения мысли. В более развитых формах мышления индукция и
дедукция становятся как бы «кругом» - одно дополняет другое в процессе единого мышления об объек-
те, проверяет его и да¸т ему значение исходного для другого. Тем самым индукция и дедукция становят-
ся действительными методами познания только в теоретическом мышлении об объекте, т. е. тогда, когда
созда¸тся единое, цельное, системное объяснение объекта. В таком случае индукция да¸т факты, а де-
дукция - гипотезы, которые «двигают» теоретическое мышление и дают ему статус теоретического объ-
яснения в противоположность менее развитым формам отражения объекта [102,Т.20,с.542-543].
Одновременно с развитием разных форм обобщения опыта, практики, в том числе на основе ин-
дукции, происходит конкретизация гипотез, полученных на основе дедукции. Анализ и синтез, индук-
ция и дедукция, обобщение и конкретизация - вс¸ это звенья (элементы) единого мышления. Их инте-
грация представляет длительный процесс становления, проявляющийся в разных формах. «Теоретиче-
ское мышление каждой эпохи, а значит и нашей эпохи, это - исторический продукт, принимающий в раз-
личные времена очень различные формы и вместе с тем очень различное содержание» [102,Т.20,с.366.]
Осознавая возможности дедукции следует вернуться к пониманию сущности теории и конкрети-
зировать е¸ понимание. «... Только ясный теоретический анализ может указать правильный путь в лаби-
ринте фактов» [102,Т.37,с.243]. Теорией не является любое описание объекта. Предшествующее теории
учение представляет комплексное знание. Оно может быть создано на основе отдельной, обособленной
индукции в форме эмпирического описания объекта. Совокупность фактов об объекте есть учение. Обо-
собленная индукция - эмпирическое мышление об объекте, и его продуктом становится учение об объ-
екте. Превращение описания в теорию происходит по мере роста обобщения понятий, что невозможно
вне дедуктивного процесса.
Степень теоретического объяснения объекта растет по мере интеграции индукции и дедукции, их
конкретизации в анализе и синтезе, в обобщении и ограничении знаний об объекте. Рост теоретичности
учения вед¸т к росту значения абстрактных понятий, интегрируемых в целостную систему свойств ото-
бражаемой действительности. «... Наиболее всеобщие абстракции возникают ... только в условиях наи-
более богатого конкретного развития, где одно и то же является общим для многих или для всех. Тогда
оно переста¸т быть мыслимым только в особенной форме» [102,Т.46,Ч.1,с.41].
Учение доступно людям со здравым рассудком. Что же касается теории, то последняя доступна
только специально обученному мыслить человеку. «Но теоретическое мышление является прирожден-
ным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а
Hosted by uCoz