Navigation bar
  Print document Start Previous page
 139 of 258 
Next page End  

Стихийное диалектическое мышление возникло в
древнем мире [102,Т.19,с.202]. Аристотель называл
Зенона «изобретателем диалектики». В процессе
познания природы,  исследователи вс¸ более учитывали
феномен е¸ развития, совершенствуя при этом способы
отражения природных объектов. Развитие мышления
привело к диалектическому мышлению.
Познание ид¸т «от сосуществования к
каузальности и от одной формы связи   и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей»
[88,Т.29,с.203]. На определ¸нном этапе этого процесса возникает необходимость учитывать развитие
объекта в качестве основы его понимания. Это означает, что наука уже достигла такого уровня, что е¸
можно было представить диалектически. «Надо сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно
было заняться теми изменениями, которые с ним происходят» [102,Т.21,с.303].
Научным подвигом Д. Менделеева назвал Энгельс бессознательное, стихийное применение
гегелевского закона перехода количества в качество [102,Т.20,с.389].
На основе стихийного диалектического мышления стала развиваться сознательная диалектика -
наука о развитии вообще в качестве основы диалектического мышления. Гераклит сформулировал ядро
диалектики, и другие исследователи внесли вклад в е¸ становление. Аристотель пытался создать такую
науку под именем топика. Аристотель «исследовал существеннейшие формы диалектического
мышления» [102,Т.19,с.202]
Сознательная диалектика [102,Т.19,с.322] возникает на основе отражения развития объекта как
его главного свойства. Уч¸т развития объекта происходит различным образом и диалектика выражает
высшую форму такого уч¸та развития объекта в его познании.
         Методы уч¸та развития объекта в его познании
           
------------+--------------¬
исторический 
генетический   
диалектический
                              эволюционный       
                             динамический 
Исторический метод раскрывает историю развития объекта. Этот метод весьма эффективен и 
сохраняет самостоятельное значение. В таком случае используют специальный категориальный аппарат,
который служит выявлению развития объекта: эра, эпоха, стадии, периоды и т.д. Исторический подход
позволяет избежать многих противоречий научного познания, уловить перерастание форм объектов. В
то же время исторический метод имеет ряд ограничений: не обязательно устанавливает генетические
связи, не исключает исторических фактов «возврата» в развитии при рассмотрении форм объекта и т.д.
Генетический (эволюционный, динамический) метод позволяет в большей мере учесть развитие
объекта. В таком случае обращают внимание на переходы объекта из одной формы в другую, на
последовательность таких переходов. Генетическое выведение различных форм объекта является
основой синтетического понимания его формообразования [102,Т.26,Ч.Ш,с. 526]. Этот метод имеет
самостоятельное значение.  Однако его использование порой служит средством борьбы с
диалектическим методом мышления. Этот метод ориентирован на выявление причинно-следственных
связей между объектами. В то же время в его рамках не разработана общая концепция процессов
перерастания переходов объекта из одного состояния в другое. Диалектика является    исходным  
моментом высшей формы диалектического мышления. Создание и совершенствование диалектики было
делом длительным. В е¸ разработку внесли вклад многие ученые. У Аристотеля, например,
«прехарактерно вообще везде, повсюду, живые зачатки и запросы диалектики» [88,Т.29,с.326]. В целом
такое учение создал Гегель. Гегелевская «.... диалектика есть, безусловно, последнее слово всей
философии ...» [102,Т.29,с.457]. В то же время гегелевская диалектика не стала практическим методом
мышления. Только Маркс, Энгельс, Ленин преодолели кризис гегелевской формы диалектики. Тем не
менее, до настоящего времени диалектика не стала теорией, не разработана система е¸ категорий таким
образом, чтобы она стала нормой понимания всех объектов реальности.
О необходимости использования диалектики в качестве прямого, непосредственного,
общенаучного, сознательного, практического, наблюдаемого метода мышления писали многократно и
многообразно. Поскольку этот подход не стал нормой в современной философии, то привед¸м ряд
положений по данному вопросу.
«Диалектика ... является единственным в высшей инстанции методом мышления,
соответствующим теперешней стадии развития естествознания» [102,Т.20,с.527-528]. «... Именно
        Диалектическое
мышление
 
-------------+--------
-------¬
стихийное - сознательное -
системное
Hosted by uCoz