Е4.1. п
комбинированное Е5
--------+------¬
Е5.1.п
редуцированное Е6
--------+-----
-¬
Е6.1.п
идеальное Е7
--------+------¬
Е7.1. п
реальное Е8
Е1. Изложение
«Исследование должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы
его развития, проследить их внутреннюю связь. Лишь после того, как эта работа закончена, может быть
надлежащим образом изображено действительное движение» [102,Т.23,с.21].
ИССЛЕДОВАНИЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ
ИЗЛОЖЕНИЕ
Основная функция чистого исследования состоит в том, чтобы найти объяснение объекта. Так К.
Маркс исследовал капитал, объяснение которого предполагало опережающее объяснение денег, а
объяснение последних предполагало опережающее объяснение товара. Поэтому для объяснения
капитала К. Маркс выявил те явления общественной жизни (товар и деньги), которые представляют
предшествующие формы по сравнению с капиталом.
Исследование вед¸т к объяснению объекта, которое, как правило, начинается с устных форм в
процессе бесед, лекций и т.п. Объяснение объекта состоит в описании причин его возникновения
посредством создания теории. Объяснение объектов охватывает все идеи о н¸м. Операциональная
детерминация мышления вс¸ более строгими правилами соотнесения идей и специальный поиск
недостающих идей ставят проблему перерастания объяснения в изложение. Ограниченность памяти
людей не позволяет удерживать представление о всей системе идей, объясняющих объект, а поэтому
оказывается необходимым фиксирование этих идей на носителях информации, в том числе письменное
изложение. Чем более интеллектуально развит человек, тем больше предварительных представлений об
объекте у него хранится в голове, и позже возникает необходимость письменного изложения.
Одновременно письменное изложение оказывается более зрелым, строгим, завершенным и требует
меньшей переделки для получения качественного продукта мышления.
По мере научного прогресса объяснение вс¸ более принимает форму изложения. Изложение при
этом передвигается в алгоритме диалектической логики в обратном направлении от объяснения к
обозначению. Опознание и обозначение обычно не требуют изложения. Определение и описание часто
требуют изложения на бумаге. Что же касается объяснения, то в науке оно обычно принимает форму
изложения. Вне последнего научное объяснение ущербно. По мере углубления исследования объекта
растет значение изложения. Неотделимость изложения от объяснения и исследования приводит к
противопоставлению данной стадии познания его предшественникам.
Письменная регистрация хода исследования выполняет важную функцию в исследовании, в том
числе позволяет изучать ход мысли, ошибочные при¸мы и т. п. Она помогает развивать методологию
исследований и обучать ей новые поколения. Поэтому не только результаты исследований, но и все
более ранние ступени познания начинают излагать письменно.
Исследование не завершается до изложения, превращается в него. Изложение есть форма
исследования. Изложение позволяет более строго обобщать картину объекта, повышая е¸ истинность.
Написание текста в научной деятельности часто является исходным исследования. Само же
исследование представляет многократное изложение свойств объекта на основе различных вариантов их
представления. Вс¸ это уточняет концепцию. Даже неоднократная публикация текстов не гарантирует
истинности и не обязательно е¸ повышает. Написание текста в научной деятельности является
эвристическим при¸мом интенсификации исследования.
Полный диалектический текст не может включать всех стадий становления идеи. На примере
разработки Марксом «Капитала» можно выделить следующие стадии, этапы и соотнести их с
изложением. Непосредственным началом работы в сфере политической экономии, можно считать
выявление особого значения экономического строя («гражданского общества»). На этой основе
самостоятельное значение имеет эмпирический этап осознания экономических основ капитализма и
выявление особой роли капитала в нем. Осознавая конституирующую роль капитала при капитализме,
Маркс начал искать его объяснение. Поскольку же существовавшие тогда взгляды не удовлетворяли его,
то он вынужден был начать собственный поиск, исследование данного вопроса. И только десяток лет
спустя наметился научный подход к объяснению капитала - ответ на вопрос «что такое капитал?» Затем
последовал этап изложения теории экономического строя.
|