«Анатомия» вырождения может быть представлена последовательностью: конфликт - кризис -
катастрофа (катаклизм). В е¸ основе в общественном развитии лежит: невежество - глупость - дурость.
Именно скудоумие [88,Т.18,с.149] во всех е¸ формах является причиной общественной деградации,
дезорганизованности и т. п. Скудоумие не позволяет дать однозначной оценки действительности,
исключает возможность предвидения последствий своих действий, противодействует идейной
сплоченности и совместной деятельности людей. Глупость - ошибки - поражение. Поражение в войне
есть кара за глупость [88,Т.44,с.223]. «Невежество
- это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно
послужит причиной еще многих трагедий» [102,Т.1,с.112]. Орудием невежества стали сила мнений, не
способных стать знаниями.
Конфликты проявляют противоречие изменений объекта, в том числе неадекватность интеллекта
обстоятельствам. Конфликты существуют всегда и не обязательно заканчиваются гибелью объекта. Их
наличие свидетельствует скорее о ненормальном развитии объекта, а невежество может состоять в
утверждении отсутствия противоречий, конфликтов. На определенном этапе конфликтности могут
начаться необратимые процессы. Несомненно, можно выделить и фазы кризиса и соответственно его
формы. Предельной формой кризиса оказывается катастрофа, когда объект прекращает существовать.
Рассмотрение всех форм развития и их законов зависит от восприятия теории этих законов,
представляющих диалектику. Диалектика существовала не всегда и она не может быть представлена вне
развития и не диалектично. Диалектика диалектична в меру понимания е¸ диалектизации на е¸
собственной основе. Диалектизация диалектики делает е¸ доступной и рациональной основой
совершенствования мышления - создания диалектического мышления.
Развитие объектов приводит к развитию понятий об объектах, а это вед¸т к развитию диалектики.
«... Вопрос не о том, есть ли движение, а о том, как его выразить в логике понятий» [88,Т.29,с.230].
«... Если все развивается, то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям
мышления? Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий
и диалектика познания, имеющая объективное значение» [88,Т.29,с.229]. На определ¸нном этапе
развития мышления происходит возникновение теории развития, что и представляет становление
диалектики. На основе диалектики возникает новая объективная форма мышления - диалектическое
мышление. «... Диалектика в нашей голове - это только отражение действительного развития, которое
совершается в мире природы и человеческого общества и подчиняется диалектическим формам»
[102,Т.38,с.177]. Диалектика есть «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от
односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение
вечно развивающейся материи» [88,Т.23,с.43-44]. Диалектика есть наиболее последовательная, полная,
продуманная, богатая содержанием теория развития [перефразировка: 88,Т.33,с.84]. Диалектика есть
«наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии» [88,Т. 26,с.48].
«Таким образом диалектика, по Марксу, есть "наука об общих законах движения как внешнего
мира, так и человеческого мышления» [88,Т.26,с.54].
Сущность диалектики состоит в том, чтобы помочь «понять мир как процесс, как такую материю,
которая находится в непрерывном историческом развитии» [102,Т.21,с.287]. «... Марксисты заимствуют
безусловно из теории Маркса только драгоценные при¸мы, без которых невозможно уяснение
общественных отношений ...» [88,Т.1,с.197].
«Люди мыслили диалектически задолго до того, как узнали, что такое диалектика, точно так же,
как они говорили прозой до того, как появилось слово "проза"» [102,Т.20,с.146]. Исходной формой
диалектического мышления было стихийное. Оно возникает случайно у ищущих людей, например у Д.
Менделеева. Переход к сознательному диалектическому мышлению впервые делает его доступным. Для
этого надо разработать «... диалектику, как самое всестороннее богатое содержанием и глубокое учение
о развитии ...» [88,Т.26,с.53].
Появление теории диалектики привело к тому, что ею стали называть и само развитие. В
результате стали различать две диалектики - субъективную и объективную. «Так называемая
объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика,
диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения пут¸м
противоположностей...» [102,Т.20,с.526]. Это своеобразная терминология, вытекающая из законов
обозначения. Нет смысла выступать против такого обозначения, но опасно не осознавать различие
объекта и субъекта. «... Диалектика головы - только отражение форм движения реального мира, как
природы, так и истории» [102,Т.20,с.519]. «... Диалектика рассматривается как наука о наиболее общих
законах всякого движения» [102,Т.20,с. 582]. «... Диалектика и есть не более как наука о всеобщих
законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления» [102,Т.20,с.145]. «В
|