Первый закон логики есть превращенная форма первого закона диалектики. Он показывает
раздвоенность идей - их противостояние, противопоставление [102,Т.47,с.92] как движущую силу
развития, познания.
Противоречивость идей - объективный закон их развития. Сколь бы не казался он
противоестественным, нежелательным явлением мышления, но противоречие есть факт сознания.
«"Логической противоречивости", - при условии, конечно, правильного логического мышления -
не должно быть ни в экономическом, ни в политическом анализе» [88,Т.30,с.91]. Однако это требование
не осуществляется последовательно в мышлении. И поэтому возникают противоречия не только между
представителями разных концепций, но и между разными элементами одной концепции. Это требование
может быть реализовано только на высоком уровне развития методологической культуры, до которой
еще далеко. Для этого надо все методологические требования сделать нормой мышления всех людей.
Это идеал, но путь к нему весьма длителен и неизвестен, предполагает решение многих проблем
практики.
Философия возникла «из непреходящей потребности человеческого духа: потребности
преодолеть все противоречия» [102,Т.21,с.278].
В мышлении первый закон диалектики проявляется через противоречия - противоположные
мысли. Диалектика призна¸т противоречия мышления в качестве не только неизбежного зла, но и
превращает их в верных помощников: на их основе разрабатывают при¸мы познания мира, повышения
истинности знаний и т. д. Диалектика не призывает к консервированию противоречий мышления, а
настаивает на относительности познания и разрабатывает методы повышения абсолютного в знаниях.
Она ориентирует на поиск ошибочных, противоречивых элементов сознания и на их преодоление
посредством решения проблем. Диалектика, не отрицая логики, да¸т более глубокое и содержательное
представление о познании. Она требует не просто боязни ошибок, а их выявления с тем, чтобы осознать
их как проблемы и искать методы их решения. К сожалению, эта сторона диалектики не получила
должного развития, что и стало почвой для появления пустоцветов. Диалектика должна показать
методологию использования проблем в качестве исходного момента для развития науки, практики. Но
это особый разговор.
Средством преодоления противоречий является осознание их в качестве проблем и поиски
методов их решения. В этом случае методология выступает как способ разрешения противоречий в
мышлении и в практике жизни. По мере развития методологии оказывается возможным решать более
сложные проблемы и исключать противоречия в мышлении. Поскольку же объект развивается, а
мышление постоянно отста¸т от него, то возникает противоречие между относительностью знаний и
свойствами объекта. Поэтому решение проблем не исключает противоречий вообще, а позволяет только
поднять на более высокий уровень идейности отражение мира людьми и на этой основе повышать
организованность общества и его гуманность.
Сознательное использование противоречивости в качестве исходного момента в
совершенствовании познания объектов предполагает поиск бессмыслиц, ошибок в трактовке объекта.
Когда противоречия осознаны и высказаны намерения их преодолеть, то они становятся проблемами.
Решение проблем происходит на основе методологии и е¸ развития для того, чтобы привести
методологию в соответствие с решаемыми проблемами. Решения проблем могут быть
очевидными
гипотетическими
парадоксальными.
Очевидное решение проблемы имеет место в том случае, если оно происходит на основе
общепринятых методов, которые ранее не применялись к данному объекту. Гипотетическое решение
проблемы характерно большой относительностью, неуверенностью в истинности полученного
результата, в необходимости дополнительных исследований, сбора фактов, аргументов и т. п.
Парадоксальные решения проблем происходят чаще всего тогда, когда для решения проблемы
необходимо найти новые методы. В таком случае решение проблемы выглядит неубедительно для
других, неприемлемым с точки зрения «здравого рассудка», который имеет «значение в стенах дома» и
порой вредит в исследовании [102,Т.20,с.21].
При исследовании причин состояний, в том числе изменений, нельзя искать только
«внутренние» факторы в каждом конкретном случае. Не все собственные причины объясняют
происходящие изменения с объектами. Часто такими причинами выступают противоположности,
противодействия, борьба объекта и среды его существования: вода разрушает камень, вед¸т к
ржавлению металла. Что касается продуктов труда, то причинами могут быть степень их
рациональности, целесообразности, соответствие условиям использования. Гайка не сама развивается
(хотя ржавеет сама), а е¸ совершенствуют люди исходя из потребностей в ней как в крепежной детали.
|