Современность - музей древности.
Болтин [72,Т.8,с.175].
Первый закон диалектики называет причину изменения состояний всех объектов: единство,
сложность, составность, раздвоенность, взаимную исключенность, дополнительности элементов
объекта. Это наиболее широкий закон, который характеризует состояние любого объекта.
Второй закон показывает поступательность изменений объектов на основе дихотомии: качество -
количество. Поскольку развивающееся изменение есть частный случай состояний объектов, то сфера
действия второго закона
уже сферы действия первого закона. Второй закон характеризует
превращение форм объектов: существенных и несущественных.
Интерпретация третьего закона диалектики проблематична, что нашло отражение в его
изучении.
При трактовке третьего закона диалектики чаще всего используют понятия: "отрицание",
"отрицание отрицания", "преемственность", "повторяемость", "поступательность",
"направленность", сохранение" снятие". Системное их объяснение предполагает адекватное
соотнесение содержания каждого из них. К сожалению, нет ясности в толковании этих понятий
диалектики. В качестве гипотезы можно представить сущностью данного закона направленность
развития объектов (родовое понятие данного закона). Направленность характеризует не любые
состояния и не любые изменения, а процессы прогрессивного, поступательного развития объектов. Тем
самым сфера действия этого закона
уже по сравнению с другими законами диалектики.
Направленность развития объекта обычно объясняют на основе понятий «преемственность», «снятие».
Применение диалектики предполагает получение ответов на эти вопросы в отношении
познаваемого объекта. Проблематичность и ограниченность трактовки этих законов как всеобщих
свойств объектов мешает их применению в познании. Все это ставит проблему интерпретации этих
законов, в том числе и обособления двух свойств направленности в восходящем развитии в качестве
третьего и четвертого законов диалектики. Исчерпывающе или нет объясняют общепризнанные законы
диалектики развитие объектов? Если применить эти законы к объяснению их самих, то можно видеть,
что диалектика восста¸т против признания объяснения их в качестве неизменного, исчерпывающего.
«Возникает и другой вопрос. Ограничивается ли бесконечное разнообразие материального мира тремя
известными законами? Конечно же, нет. Безусловно, существуют и другие, столь же всеобщие законы
развития материи, как перечисленные выше и они неизбежно будут открыты в процессе дальнейшего
познания мира» [150.70].
В настоящее время не отрицают правомерности возможного открытия новых законов
диалектики. «Мне, в частности, был задан вопрос: будут ли и могут ли быть открыты новые законы
диалектики?
Думается, что диалектика не останется неизменной. Сейчас едва ли кто возьмется сказать, какие
законы будут открыты, но, вероятно, что некоторые новые закономерности, подмеченные сначала в той
или иной отдельной области, могут приобрести со временем статус философских закономерностей»
[45,с.421].
Законы диалектики в их современном понимании не исчерпывающе объясняют всеобщие
свойства развития объектов. Помимо названных характеристик любых изменений следует раскрыть и
некоторый иной аспект прогрессивного развития объектов. При этом само изменение состоит в
несколько иной интерпретации третьего закона диалектики. Какой аспект развития объектов не нашел
совсем или нашел лишь частичное отражение в общепризнанных законах диалектики? Для определения
этого следует выявить содержание закона отрицание отрицания.
«"Судьба" закона отрицания отрицания оказалась довольно сложной, а в определ¸нной мере и
драматичной вследствие того, что с проблематикой, так или иначе зафиксированной при формулировке
этого закона, связано коренное отличие логики диалектической от логики формальной» [46,с.227].
В литературе высказан рад трактовок закона отрицания отрицания. В.Л. Обухова дала
следующую классификацию концепций данного закона:
«1. Закон отрицания отрицания характеризуется как всеобщий закон циклических изменений,
сопровождаемый повторением в заключительной стадии определ¸нных черт исходного, якобы, возврата
к старому ...
2.Закон отрицания отрицания понимается как цепь следующих друг за другом диалектических
отрицаний без обязательной повторяемости ...
|