материалистической диалектике имеет сколько-либо существенное значение принцип сохранения во
всеобщем значении. Возможно он становится таковым.
Привед¸нные положения показывают, что идея сохранения исходной формы объекта в его
развитии и е¸ последующее развитие в качестве простого находит распространение в общественном
сознании. Речь ид¸т о том, чтобы придать ей должное значение.
Практическое использование сохраняемости исходных форм в развитии объекта можно видеть на
многих фактах. «Буржуазное общество есть наиболее развитая и наиболее многосторонняя
историческая организация производства. Поэтому категории, выражающие его отношения, понимание
его организации, дают вместе с тем возможность проникновения в организацию и производственные
отношения всех отживших общественных форм, из обломков и элементов которых оно строится, частью
продолжая влачить за собой еще непреодоленные остатки, частью развивая до полного значения то, что
прежде имелось лишь в виде намека и т. д.» [102,Т.12,с.731].
«По существу своему традиция - это сохранение того, что есть, сохранение, осуществляющееся
при любых исторических переменах. Но такое сохранение суть акт разума, отличающийся, правда,
своей незаметностью .... Даже там, где жизнь изменяется стремительно и резко, как, например, в
революционные эпохи, при всех видимых превращениях сохраняется гораздо больше старого, чем
полагают обыкновенно, и это старое господствует, объединяется с новым в единстве. Во всяком случае,
сохранение старого является свободной установкой не в меньшей мере, чем переворот и обновление»
[31,с.334-335]. «... Классическое есть то, что сохраняется...» [там же, с. 343].
Сопоставляя кредо натурфилософии и диалектики Ф. Энгельс отмечал различие существования
«одного рядом с другим» (натурфилософия) и «одного за другим» (диалектика) [102,Т.20,с.12].
Торжество диалектики в борьбе с натурфилософией привело к односторонности. «Одно за другим» во
времени не отрицает всегда наличия тех же самых объектов в соответствии с принципом «одно рядом с
другим» в пространстве. Кредо диалектики точнее может быть определено посредством «одного за
другим сосуществующего рядом». Товар - деньги - капитал: данный категориальный ряд показывает
сосуществование последовательных стадий развития рыночных отношений людей.
Сохраняемость исходного в определ¸нной мере имплицитно вложена в закон отрицания
отрицания, а поэтому имеет место простое количественное придание ему большей значимости. С другой
стороны важность данного аспекта изменений предполагает придание ему большего значения, что
зависит от степени его обособления. Возведение данного свойства развития в ранг закона диалектики
представляет максимальное обособление, придание ему максимальной значимости. Обособление закона
не означает его отрыва от других. Все законы диалектики только гносеологически обособлены. Все эти
свойства развития, отраж¸нные законами диалектики, есть разные аспекты процесса. Поэтому их
объяснить можно только относительно. Поэтому гносеологическое вычленение этого аспекта
изменений в качестве его свойства и формулировка его в качестве закона изменений не означает его
отрыва от других.
Осознание этого свойства развития и закрепление за ним особого обозначения свидетельствует о
переходе к более сложному уровню его понимания.
Направленность развития
--------+------¬
отрицание
сохранение
старого старого
--------+------¬
в чистом виде
в новом виде как
как пережитка, преемственности нового
традиции, базиса со старым, повторяемости
и т. п. старого в новом.
В целом, появление нового вед¸т к отрицанию старого, старое переста¸т быть главным
состоянием объекта, главной его формой. В то же время старое сохраняется в чистом виде в качестве
пережитка, традиции, базиса и т. п. Более того новое есть «снятое» старое, оно преемственно к старому,
представляет его повторение на более развитом уровне.
«Прошлое в настоящем» существует только потому, что имеет место сохранение исходных форм
бытия объектов. «Прошлое в настоящем» служит средством познания «настоящего в прошлом» и
|