Классики науки отмечали сохраняемость исходных форм объекта в развитии. В частности,
Маркс указывал на сохранение элементарных отношений людей в качестве «подчиненных»
[102,Т.12,с.728]. В другом положении Маркс отмечал, что «всеобщий, ... закон ... состоит в том, что
материальная возможность последующей формы (производства) .... создается в рамках
предшествующей формы» [102,Т.47,с.461]. На основе данного положения Маркса А.М. Гендин писал:
«его можно было бы даже назвать своеобразным «законом сохранения» в применении к историческому
процессу, законом из которого следует, что прошлое не исчезает бесследно» [36]. Такую оценку данного
явления Гендин, вероятно, дал на основе следующего положения Ф. Энгельса: «В дюринговской
достойной осуждения истории господствует насилие. В действительном же, поступательном
историческом движении господствуют материальные достижения, которые сохраняются»
[102,Т.20,с.643].
«На самом же деле остатки старого в новом показывают нам жизнь на каждом шагу, и в природе
и в обществе» [88,Т.33,с.99]. «Люди никогда не отказываются от того, что они приобрели ...» [102,Т.27,с.
403]. «... Если рассматривать какое угодно общественное явление в процессе его развития, то в н¸м
всегда окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего» [14,Т.1,с.181].
зачатки будущего
основы настоящего
остатки прошлого
«Предок тут, как правило, не умирает, а продолжает жить рядом со всеми своими потомками, и
вопрос сводится к тому, что среди наличных особенных
индивидов обнаружить того, кто родился
раньше других, а поэтому мог породить всех остальных». Единственное дополнение к этому
блестящему положению Э. Ильенкова - термины, живут только потому, что живыми оказываются
отражаемые ими формы объектов.
Наиболее явно и четко о сохраняемости исходного в развитии сказано в школьном учебнике
«Обществоведение». «Отрицание в учении о развитии не означает полного уничтожения всего
содержания старого. Во-первых, более простые явления нередко продолжают существовать наряду с
новыми, более сложными. Так происходит к примеру в живой природе: наряду с
высокоорганизованными в природе существуют и простейшие. Во-вторых, и это главное, в самом
процессе прогрессивного развития новое, как бы впитывает в себя вс¸ положительное и ценное, что
было в старом» [118,с.25].
«Нераздельность сохранения и изменения позволяет говорить об атрибутивном характере не
только изменения, но и сохранения» [194,с.16].
Для понимания закона сохранения следует учесть давно сформулированный частный закон -
биогенетический, показывающий сохранение и соответствие в биологической форме материи. Одно из
важнейших соответствий материального было изучено биологами и учтено классиками: соответствие
между постепенным развитием зародышей в зрелые организмы и последовательным рядом растений и
животных, появляющихся один за другим в истории земли. Оно известно как соответствие фило- и
онтогенеза [102,Т.20,с.495]. Открытие этого закона помогло разработать эволюционную теорию
развития живого мира. Ф. Энгельс отмечал: «... это соответствие дало надежнейшую опору для теории
развития» [102,Т.20,с.75]. «... Сама теория развития еще очень молода, и поэтому несомненно, что
дальнейшее исследование должно весьма значительно модифицировать нынешние, в том числе и строго
дарвинистские представления о процессе развития видов» [102,Т.20,с.75].
Важно выяснить степень общности этого соответствия. Является ли соответствие фило- и
онтогенеза спецификой биологических процессов, т. е. исчерпывает ли полностью подобные
соответствия в развитии материи и идеи? Ф. Энгельс отмечал наличие подобного соответствия и в ряде
других сфер материального. В частности он отмечал определ¸нный параллелизм между человеческим
индивидом и историей [102,Т.20.5,с.21]. В развитии истории мышления и в развитии индивидуального
восприятия мира проявляется та же самая подобность, которая лежит в основе биогенетического закона
[102,Т.20,с.537].
Подобного рода соответствия характерны развитию вообще и наблюдаются в относительных
характеристиках конкретных форм развития, в частности онто- и филогенеза. Следует уточнить: речь
ид¸т не о том, чтобы соответствие фило- и онтобиогенеза использовать для объяснения
небиологических явлений, а о том, чтобы один из законов развития изучить во всех формах его
проявления, определить сферу его проявления, поднять на более высокий уровень обобщения. По моему
мнению, сохраняемость является всеобщим свойством развития, а не только биогенетического закона,
|