способов, алгоритмов мыслительных действий, а имеются такие их комплексы, системы, которые
применимы и в политике, и в экономике, и в педагогике. Овладение же ими возможно только на основе
систематического, длительного овладения этими при¸мами, методами, алгоритмами.
Исследователи осознают проблемы интеллектуального развития общества, но пока наука еще не
решила их. Философия, обществоведение в целом, в том числе педагогика, должны решить многие
проблемы интеллектуализации общества для того, чтобы назвать мышление каждого человека в
качестве основы его индивидуального и общественного прогресса. И только это может спасти общество,
превратив духовность в действительный и действенный фактор современной общественной жизни.
Духовность отличается от других факторов общественного развития тем, что ее можно освоить
быстро, обеспечивать ею всех, не отнимая этого ресурса от остальных членов общества.
Свет гениальности отдельных личностей возникал преимущественно стихийно. Проблема
состоит в том, чтобы гарантировать вс¸ большему числу людей идейность на основе интеллекта. Тем
самым будет использована самая великая сила современности - прогресс разума вед¸т к овладению
обществом бесконечной мощи [23,Т.VIII,с.10] и созда¸т условия для превращения мышления в высшее
наслаждение [29,Т.1,с.145].
Движение впер¸д не может быть вне должного восприятия всех прогрессивных идей прошлого.
Сегодня надо быть и сократиком (идти на смерть за свои убеждения), платоником (считать идеи главным
фактором успеха), аристотелевиком (овладеть мышлением в качестве фактора самосовершенствования),
бэконистом (доверять, прежде всего, здравому рассудку своего чувственного восприятия), картезианцем
(придавать должное значение рациональному восприятию мира), кантианцем (синтетически овладевать
всеми возможностями духовного познания мира), гегельянцем (сделать диалектику основой системного
понимания мира), марксистом и ленинцем (ставить идейность на службу народу, трудящимся). Нужно
быть последователем всего прогрессивного опыта всех безымянных творцов общественного порядка,
цивилизации, сознания. И пусть у каждого предшественника были и теневые стороны жизни, но вс¸
это не является основанием отказа от позитивного в их учениях, переоценки позитивного при
включении их вклада в общественный прогресс. И пусть «собаки лают» на караван из прошлого в
будущее, груженный всем позитивным духовным наследством.
Условна современная перегородка между последователями Маркса и Ленина и их оппонентами.
Весьма часто имеет место перемена флагов и возникает ситуация «свой среди чужих и чужой среди
своих». Настоящие исследователи могут ошибаться, а апологеты только иногда правы.
Диалектическое мышление позволяет давать «развернутую истину» [102,Т.1,с.7], т. е.
обеспечивать истинность самого исследования. «Истина - есть процесс» [88,Т.29,с.183]. Но истинный
процесс исследования может быть только диалектическим, т. е. создавать «диалектически расчлен¸нное
целое» [102,Т.31,с.112].
Разработка системы категорий диалектического мышления должна быть такой, чтобы
диалектическое мышление стало нормой понимания всех объектов. Такая разработка предполагает
активизацию почти всех известных категорий познания, овладения ими. В результате овладевающий
диалектическим мышлением должен усвоить много новых для него терминов, которые обычно не
используют люди в повседневной жизни. Как не трудно такое восприятие новых слов, терминов, но без
этого не может быть мышления вообще. На этот аспект развития новых теорий обращал внимание
Энгельс в предисловии к «Капиталу» Маркса [102,Т.23,с.31-32].
Развитие диалектического мышления начинается со стереотипных рецептов диалектического
метода, включает овладение операциями алгоритма диалектической логики и заканчивается творческой
его формой.
Диалектическое мышление может стать действительностью только на основе интеграции
методологических, методических, дидактических разработок. Более того, для ускорения овладения им
народом необходима диалектизация информации всех средств передачи сведений, искусства, всей
жизни.
Туфелька-инфузория не умирает, а каждый раз удваивается в неизменном качестве. Смена
поколений - условие для духовного обновления, если этому соответствуют обстоятельства и люди
становятся личностями. Историки духовной жизни могут ярко и неповторимо передать этот
драматический аспект общественной жизни. Основой для такой интерпретации будут дихотомия добра
и зла, мудрости и невежества и т. п. Назовем лишь один факт из истории русской культуры для
иллюстрации. В становлении русской школы живописи особое значение имела духовная борьба
«передвижников» за обновление: предшественники рисовали не хуже, но их произведения не
соответствовали идее возрождения «русского духа», были во многом безыдейными. Бунтовщики
|