Navigation bar
  Print document Start Previous page
 242 of 258 
Next page End  

та, которая представляет собой копирование образцов действий других людей. Копирование
представляет собой сознательное подражание другим. Роль копирования отмечали многие
исследователи [50,Т1,с.140]. Копирование представляет собой сознательное повторение действий
других, выполнение действий по образцам, по шаблонам, изготовленным другими. Изготовление
продукции с помощью шаблонов имеет громадное значение в современной жизни. Печально, что
современная наука и, отчасти, общественное сознание негативно к ним относятся. Без шаблонов наша
жизнь прекратилась бы немедленно. Более сложные типы деятельности основываются на основе
методов, т. е. более или менее определ¸нных совокупностях правил и при¸мов действия для достижения
поставленных целей. При этом сознательно осваиваются многие при¸мы методов, что не исключает и
интуитивных элементов действия людей. Высшей формой деятельности является деятельность на
основе алгоритмов, т. е. строго детерминированных процедур достижения поставленных целей. К ним
можно отнести и инструкции, и методы расч¸тов и т.д.                                                    
7. Сейчас общепризнанно деление понятия «мышление» на «образное» и «понятийное».
Руководствуясь таким делением умственных действий,  считаем первую их форму соображением,  а не
мышлением.
8. Идеи можно представить статичными слепками объектов, отображающими одно их свойство
или один их аспект. Образы представляют собой комплексы идей об объектах, которые всесторонне
показывают объект. Понятие - более сложный способ отображения объектов. Понятием можно считать
системное представление объекта. Оно в некотором смысле является более узким по сравнению с
образом, так как понятие - всего лишь элемент теории об объекте. Теория есть система понятий,
отображающая   объект на основе строго установленных правил, при¸мов. Общество развивает понятия
на основе научных исследований. Тем самым для общественного сознания понятия являются
результатами мышления. Индивиды воспринимают понятия из общественного сознания и на этой
основе мыслят. Для них понятия - исходное мышлению.
9. Пока четко не обособлены трактовки понятий «значение», «смысл», «содержание». В
литературе имеются различные мнения по этому вопросу. Возможна следующая гипотеза. Все слова
многозначны, т.е. каждым из них  обозначают несколько понятий. Из контекста использования слова
виден его смысл, т. е. то его значение, которое имеет слово   в данном сообщении.  Следовательно смысл
есть определ¸нное значение слова, используемое в данном положении. Содержанием же слова является
совокупность, система свойств отражаемого данным смыслом слова признаков объекта. В целом
вырисовывается следующий их категориальный ряд: значение - смысл - содержание.
10. Мышление предполагает развитие образного представления объектов. На этом построена
логика, математика и так же должна быть построена диалектика. В математике такую роль выполняет
тригонометрия. Последняя да¸т зрительный образ математического моделирования объектов.
Аналогично в диалектике необходимо отработать соответствующие ей формы графической
визуализации системного представления объекта. И как бы не воспринимали это некоторые
исследователи, как бы они не игнорировали е¸, тем не менее, вся история развития педагогики
базируется на принципе наглядности. И дело только в том, в какой мере затрачены усилия на поиск
адекватных графических образов выражения понятия объектов на основе их развития, а также в какой
мере исследователи развили эту свою способность. К сожалению, господствует в целом нигилизм при
оценке этого аспекта мышления. Негативное отношение к образному отображению объекта вед¸т к тому,
что мышление оказывается недоступным даже для многих  исследователей, которые применяют только
отдельные его при¸мы. Многие исследователи ведут поиск на уровне «образного мышления», т.е.
соображения в строгом смысле слова.
11.  Греческое слов «куча» (сорос)  было использовано для иллюстрации затруднений мышления
при превращении качества объекта. Клали одно зерно и спрашивали - «Куча?», затем постепенно
добавляли зерна. На определенном стадии отвечающий начинал  сомневаться - то, что только он назвал
не кучей, теперь уже можно назвать кучей. При переводе на русский язык сначала  переводили это
слово. Поэтому в ранних произведениях оно дано в переводе. И сейчас некоторые авторы предпочитают
его. В то же время все более международным термином становится греческое его произношение -
«сорит».
12. Давно назрела необходимость качественного развития математики. И средством этому может
быть только  диалектическая логика, которая позволит теоретизировать математику посредством
систематики ее содержания. Это можно проиллюстрировать соритом понятия логарифм:
счет - сложение - умножение - степень - логарифм
Hosted by uCoz