энтузиастов. Поэтому первоначальным материалом для восприятия мышления могут быть специально
написанные тексты, которые упрощенно показывают его образцы. Сначала надо понаблюдать прим-
енение диалектики на простых текстах и попытаться понять сущность мышления, а затем тренировать
способность пересказом диалектически написанных текстов, аналогичного объяснения простейших
объектов и т.д. Такое восприятие мышления означает развитие его как определенного стереотипа,
шаблона действия, свидетельствующего о восприятии начатков диалектики или «зачатков
диалектики» [88,Т.29,с.326].
Начальная ступень диалектического мышления может быть названа диалектическим методом.
«... Диалектика ... представляет ... метод объяснения для происходящих в природе процессов развития,
для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследований к другой» [102,Т.20,с.367].
«Итог и резюме, последнее слово и суть логики Гегеля есть диалектический метод ...»
[88,Т.29,с.215].
«... Метод предшествует всей науке и все то, что пытаются [утверждать] до того, как его
правила хорошо исследованы и твердо установлены, по всей видимости, необходимо и должно быть
отброшено как простая игра ума» [64,Т.2,с.309-310].
Диалектический метод предполагает усвоение определенных мыслительных приемов на уровне
шаблонов. Такое применение диалектического мышления не требует сразу же понимания его
собственной сути и сложных способов его применения. Осознавая относительность простых образцов
диалектического объяснения объектов, необходимо их использовать в качестве дидактического средства
обучения. Объясняемые предметы должны быть известны обучаемым из жизни и без диалектического -
мышления. Они должны выступать в форме своеобразных «счетных палочек» диалектики, которые
призваны стать средством развития способности самостоятельно мыслить (Примеч., п. 5).
1.2.1.1. Фрагментарное диалектическое мышление
...Располагать свои мысли в определенном порядке,
начиная с предметов простейших и легко познаваемых,
и восходить мало-помалу, как по ступеням,
до познания наиболее сложных....
Р. Декарт [43,Т.1,с.260] (Прил., рис. 8)
Чтобы понять отдельные явления, мы должны
вырвать их из всеобщей связи и рассматривать
их изолированно.... Ф. Энгельс [102,Т.20,с.546-547]
Фрагментарное диалектическое мышление представляет объяснение ограниченного числа форм
объекта. Например, известно примерно 20 тысяч форм карандашей, а поэтому 3 карандаша составляют
малый их фрагмент. Тем не менее, и 3 карандаша могут отражать в целом развитие всего их множества и
быть средством для обучения мышлению.
1.2.1.1.1. Категориальные (эволюционные) ряды. Сориты. Диалектическая координация
понятий
«Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно
приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или
громадном разнообразии борющихся мнений, - самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки
зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки
зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это
явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».
В.И. Ленин [88,Т.39,с.67]
Диалектическое средство идентификации объектов состоит в выяснении сущности познаваемых
объектов на основе их уподобления с известными объектами. Исходной формой мышления следует
считать построение категориальных рядов, отображающих развитие форм объекта, единых
исторических рядов развития [102,Т.23,с.501], соритов. Диалектическая координация форм объекта
состоит в таком расположении обозначающих их категорий, которое показывает историю их развития.
Эволюционный ряд устанавливают в результате применения различных подходов к соотнесению форм
объекта - их упорядочению, приведению в порядок на основе их развития. Он показывает как
|