Мышление
признается важнейшим фактором общественного развития. В то же время
различаются мнения о самой сути мышления. Мышлением считают и всеобщее явление, когда,
например, и камень якобы мыслит (концепция
гилозоизма). Мышление считают и такой
способностью людей, которой овладевают только
на основе специального обучения и которая не
стала нормой не только народа, но и гениев. На
основе последней концепции главная проблема
общества состоит в развитии мыслительных
способностей (мышления) не только элиты, но и
народа. Естественно, что снобам всех мастей
выгодно признавать мышление врожденной или стихийно приобретаемой способностью с тем, так как
это позволяет им избежать труда по развитию этой способности, поскольку с древности известно
отсутствие «царских путей» в развитии интеллектуальных способностей (иную схему см. в прил., рис.
32).
Мышление
-
строго детерминированные, операциональные, алгоритмизированные,
формализованные (а иногда символические) операции с идеями. Примеры мышления - сложение,
умножение.
Овладение мышлением делает людей единомышленниками, т.е. способными одинаково
перерабатывать сведения на его основе. Это главное достоинство мышления и фактор общественного
прогресса. При этом следует иметь в виду то, что имеются люди, которые боятся единомыслия. Они
восклицают: «Как можно мыслить одинаково!?». Им можно ответить - ничего опасного для вас в этом
нет. Вы упускаете тот факт, что люди живут не только мышлением, но и соображением, интуицией (не
говоря уже об инстинктах). От того, что вы одинаково умножаете, ваш духовный мир не становится
одинаковым. Если вы окажетесь способны применить логическое мышление к пониманию какого-то
конкретного объекта, то это не значит, что и весь остальной духовный ваш мир преобразится.
Система мышления
включает частнонаучные, особенные для ряда наук и всеобщие
(универсальные) формы.
мышление
-----------+-----------¬
частнонаучное
особенное для ряда наук
универсальное
--------+-------¬
математика
логика
диалектика
Рассмотрим универсальные формы мышления - математику, логику и диалектику.
Математика - первая форма мышления, которая стала нормой большинства населения.
Современная математика обеспечивает всем людям со здравым рассудком развитие математической
способности на основе большего или меньшего труда. Предлагаемая здесь версия логического и
диалектического мышления позволяет системно объяснить математику и сделать ее более доступной
всем, поднять уровень овладения ею народом. Любой желающий развить свое математическое
мышление должен обращаться к математикам. Остановимся на развитии способности логического и
диалектического мышления - диалектической логики.
Интеллект и мышление. Возможны разные соотнесения этих понятий. Интеллект может быть
овеществленным в средствах производства, объективирован в текстах книг и способностью человека.
Мышление - это одна из форм интеллекта или способность, возникающая с помощью других ее форм.
Но и такая концепция недостаточна. Приходится условно избирать версию трактовки этой способности.
Является ли интеллектом только мышление или и его предшественники: смекалистость,
сообразительность? Последние - весьма важные способности. Их можно считать предтечами или
первыми формами интеллекта. Возможны разные концепции соотнесения основных понятий:
А: смекалистость
сообразительность
интеллект
Б: интеллект
-----------+-----------¬
смекалистость
сообразительность
мышление
(разумность) (рассудительность)
Не подлежит сомнению необходимость развития смекалки и сообразительности вообще, в том
числе как условия развития мышления. Однако методы их развития принципиально отличаются от
методов развития мышления. Эти способности развиваются на основе трудового воспитания
Кто мыслить?
----+----¬
все
живые существа
----+----¬
все
только люди
----+---¬
все
здравомыслящие
------+---¬
|