остановиться на понятии «на чем писать», то существует множество разновидностей таких средств:
подручные (земля, камни, береста, асфальт), специально изготовленные (глиняные таблички, восковые
таблички, папирус, пергамент, бумага), особые материалы (металлы, синтетика и т.п.) [94]. Изучение
того, «чем писать», также показывает обилие средств письма. Простейшие орудия писания - пальцы рук.
Люди и сейчас ими пишут на земле, песке и т.п. Более сложные орудия письма - палочки, камешки, м-
елки, другие подручные средства. Еще более сложной формой их являются специально изготовленные
(стило, «писало» и т.п.). В таком случае не просто поднимают камешек и пишут на земле или на другом
камне, а знают, что определенный камень пишет лучше, например, красная охра, а поэтому его
собирают и сохраняют для этих целей. Такие средства письма все еще широко используют, но
основными уже давно стали специально изготовленные средства письма.
Простейшие специально изготовленные средства письма разнообразны. Их можно обозначить:
мелки
карандаши
ручки.
Мелки являются исходной формой средств письма. Первоначально люди применяли, да и сейчас
это делают, специально найденные кусочки мела или мелоподобные камни. Выполняли эту функцию и
угольки. И то и другое предполагает определенные условия -
залегания этих пород или наличие золы.
Такими средствами пишут на специально изготовленных досках и других поверхностях. В целом для
писания мелом надо умение человека писать, мел и поверхность для писания. Сам мел может быть
различным
- кусковым, пиленным, формованным. Первоначально пользовались любым естественным
куском, а впоследствии стали подбирать удобную конфигурацию, затем стали изготовлять точением,
пилением. Такие мелки может изготовить каждый человек. Расширение же применения мела создало
необходимость организации специального изготовления мелков. В этих условиях труднее готовить м-
елки, а поэтому их специально формуют - предварительно измельчают, добавляют клей, делают их в
форме палочек. Мелки превратились в грифельные (графитные) стержни с ХVI века.
Карандаши являются превращенной формой грифелей. Для писания ими необходимо умение
писать, карандаш и то «на чем пишут». Возникновение карандашей вытекало из преодоления
недостатков мелков как средства письма - мел пачкает, крошится, пишет толсто, быстро стирается и т.п.
Для преодоления этих недостатков использовали различные средства - обертывали мелки бумагой (как
делают это и сейчас педагоги), затем обкладывали палочками, затем стали их вставлять в палочки и
таким образом создали карандаш, элементами которого являются: пишущий стержень, корпус. Простой
стержень есть сложная форма мелка. Он может варьироваться по цвету, толщине, числу красок,
твердости и т. д.
Ручки
- превращенная форма карандашей. Их история и современная структура может быть
представлена категориальным рядом: стило
перо
ручка. Стило есть исходная форма и
представляет палочку для письма по воску, глине, свинцу, а «писало» - по бересте. Затем появилось
гусиное перо, которым еще недавно творил А. С. Пушкин. Сегодня их применяют скорее для экзотики
- по традиции записывают названия погибших кораблей на всем земном шаре (Англия).
Ручки могут быть объединены в три формы: перьевые, самописные, шариковые. Их элементы
различны и обычно включают стержень, футляр и т.п. Перья могут меняться по мере надобности.
Перьевые ручки все еще широко распространены, особенно их формы, применяемые в черчении:
плакатные, чертежные, рейсфедеры и т.п.
Рассмотрение перьевых ручек предполагает также выяснение роли чернильных приборов,
которые содержат чернила: стационарные, переносные, носимые. Они многообразны. Различают и
чернила - соки бузины и дубовых галлов, обычные, туши и т.д. Различают и сами ручки (футляры) - по -
материалу (деревянные, металлические, синтетические), по конфигурации (обычные, двусторонние,
потайные) и т.п. Недостатки таких ручек - обособление от чернил. Развитие ручек состояло в том, чтобы
преодолеть этот недостаток. Так возникли авторучки.
Авторучки представляют превращенную форму перьевых. Их многообразие возникает на
основе развития перьев, сосудов для чернил, функций ручек и т.д. Отметим только недостатки этих
ручек: хрупкость, вытекание чернил, недостаточность чернил для длительной работы и т.п. Одна из
таких модификаций ручек - со сменными баллончиками чернил.
Шариковые ручки более развиты по сравнению с авторучками и все более их теснят. Они
преодолевают недостатки авторучек. Они меньше пачкают, рассчитаны на более длительный период
работы и т.д. Ручные средства письма также включают фломастеры, электроискровые, световые
средства и т.п.
|