5. Усвоение диалектического мышления зависит от многих факторов. Для этого надо иметь
определенную эрудицию, развитость соображения, воображения, ума и т.п. Содействовать этому можно
проработкой ряда пособий по биологии, зоологии, ботанике, психологии, педагогике. Начинать
желательно с учебных пособий средней школы, включая популярные издания, а потом использовать и
учебные пособия для высших учебных заведении, энциклопедии.
6. Желательно использовать и оригинальные произведения классиков науки, прежде всего, по
логике, философии. Работы мыслителей прошлого требуют осторожного чтения, использования
комментарий к ним, современных работ о них и т.д. Особенно следует изучить ряд работ. Познакомьтесь
с работой Энгельса «История винтовки»[102,Т.15,с.201] и постройте лежащую в ее основе
диалектическую модель. Изучите объяснение Марксом средств размола зерна и особенно мельниц
[102,Т.47,с.407-418], эволюцию форм стоимости [102,Т.23,с.56-80]. Попытайтесь понять самое главное в
«Капитале» Маркса - его композицию [102,Т.31,с.154] при ответе на вопрос «что такое капитал?»
[102,Т.16,с.215] на основе «скелета» «Капитала» [88,Т.1,с.138; 88,Т.29,с.301]. Имейте в виду, что Маркс
опустил первый ход мысли и анализировал «развитие от товара к капиталу» [102,Т.38,с.177].
7. При чтении исторических работ обращайте внимание на эволюцию объектов как на основу их
объяснения, например, воссоздание истории того, на чем писали люди: на скалах, на каменных плитах,
на древесной коре, на пальмовых листьях, на восковых, деревянных табличках, на папирусах, кусках
полотна, на пергаменте [94]. Экстраполируйте категориальные ряды с учетом последующего развития
практики.
8. В повседневной жизни старайтесь понять объекты на основе их эволюции, обращая внимание
на изменение их свойств при переходе от одной формы объекта к другой, например, онтогенез
индивида: эмбрион, младенец, ребенок, детство, юность, отрочество, молодость, возмужалость,
зрелость, старость.
9. В процессе овладения мышлением желательно познакомиться и с работами, которые были
написаны специально на его основе, были «пробными камнями» предлагаемой трактовки
диалектического мышления (Примеч., п. 4).
10.
Учтите и такой факт: современные ученные не способны сознательно применять логику и
диалектику, а поэтому не следует консультироваться у них по данному вопросу. Рациональнее
воспользоваться идеями прошлых мыслителей.
11.
Осмыслите основные ряды категорий на основе схемы (Прил., рис. 9)
12.
Учебные упражнения можно дополнить поиском решения проблем науки.
В частности, попытайтесь построить сорит математического понятия «логарифм». Могу
предложить рассмотреть обоснованность или неприемлемость такой его версии: считалки - счет -
сложение - умножение - степени - логарифмы. Может быть он приемлем как основа, но требуются его
коррекции?
Постройте сорит понятия «ловкость», воспользовавшись книгой (10а), которая, на мой взгляд,
результат стихийно диалектического мышления и содержит многое по данному вопросу. Конечно, она
написана давно и требует некоторого знакомства с психофизиологией. Эту проблему должны решать
профессионалы, но «для себя» вполне можно попытаться определить ее «костяк» и на этой основе,
может быть, даже уточнить ТДМ. Главный сорит по данному вопросу, вероятно, является следующим:
проворность (инстинктивная) - находчивость (интуитивная) - ловкость (сознательно развитая). Их
конкретизация требует особого поиска, в этом вам поможет названная работа.
13. Главная проблема по данному вопросу - системная (иерархическая) трактовка ТДМ на
уровнях:
Философской онтологии: субстанция, состояние, сложность, события, соотнесения и т.п.
Кантовской трактовки пространства, протяженности, времени, причинности (каузальности),
последовательностей, рядов
Соотнесения понятий «прошлое», история, ретроспектива. История - познанное прошлое на
основе прямого изучения его остатков, памяти общества. Ретроспектива - познание
(восстановление) прошлого с помощью изучения настоящего, более развитого и законов
развития действительности.
Диалектическая логика как всеобщая онтология, исходящая из всеобщих свойств любой
развивающейся субстанции, в которой есть единство прошлого, настоящего и будущего,
служащее средством понимания действительности процедурой адекватных (аналогичных) ей
процессов идейного ее воспроизведения.
|