Поэтому, если не хотите или не можете читать Гегеля («Гегель развивает диалектику Платона»
[88,Т.2,с.293]), Канта, то обратитесь к Локку, Декарту... Не устраивают они вас? Тогда остается послед-
няя возможность - великие греки: Сократ, Платон, Аристотель. Больше нет оснований для того, чтобы
научиться мыслить самостоятельно. Но как с помощью трудов их последователей, так и с помощью их
собственных произведений вы вряд ли научитесь самостоятельно мыслить. Нужны комментарии к ним с
тем, чтобы стать и сократиком, и платоником. Если вы станете таковыми, то вы сами вероятнее всего за-
интересуетесь их последователями и найдете у них много ценного о мышлении.
¦ г===>
Ле
нин
¦ г==¦===>
Маркс,
Энгельс
¦ г=¦======>
Ге
гель
¦ г==¦========>
Кант
¦ г==¦===========>
Де
карт
¦ г==¦==============>
Локк
¦ г==¦=================>
Бэ
кон
¦ г=¦====================>
Арис
тотель
¦ =¦======================>
Со
крат, Платон
L========================================
«Древнегреческие философы были все прирожденными, стихийными диалектиками»
[102,Т.20,с.19], а Сократ был ее воплощением [102,Т.1,с.99]. С помощью Сократа и Платона можно най-
ти рациональное у всех их последователей.
«Диалектика, впрочем, не представляет собой ничего нового в философии. Среди древних изоб-
ретателем диалектики называют Платона и делают это с полным правом, поскольку в философии Плато-
на диалектика впервые встречается в свободной научной и, следовательно, в объективной форме»
[33,Т.1,с.207]
1.2.3.2. Эра интеллекта
Платон писал: «Души робеют перед могуществом наук» (Государство, 535б). Во втором тысяче-
летии нашей эры Ф. Бэкон провозгласил лозунг «Знание - сила». Заканчивающееся тысячелетие было
эрой просвещения, эрудиции, знания. Предстоящее третье тысячелетие - эра интеллекта с лозунгом Ге-
геля:
«Мышление - могущество»
Не только общество, но и каждый индивид зависит от развития интеллекта. Но пока не осуще-
ствлена «власть мышления» [33,Т.1,с.111] в обществе, и субъекты не освоили мощь (могущество) мыш-
ления. В связи с этим необходимо подняться на уровень лозунга Хилона (VI -V века до н. э.) «ПОЗНАЙ
СЕБЯ» и лозунга И. Канта «СДЕЛАЙ СЕБЯ». В начале ХХ века этот лозунг принял форму «СТАНЬ
ИНТЕЛЛИГЕНТОМ, ЛИЧНОСТЬЮ». Личности присущи способности мыслить, теоретически пони-
мать действительность, быть нравственными, духовными,
идейными.
Специфика личности
г============+============¬
интеллектуальность
теоретичность
интелли-
гентность
В
связи с таким пониманием личности следует исходить из лозунгов: «СТАНЬ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛОМ», «СТАНЬ ТЕОРЕТИКОМ». Для достижения этого необходимо понять единство
и различие диалогики, диалектики, интеллектики.
ДИАЛОГИКА - исходное средство для развития мышле-
ния. Ее применял Сократ как метод обучения мышлению. И лич-
ные усилия Сократа были весьма ценными для его учеников.
В
частности, Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе», писал:
«Я постараюсь изложить и то, что Сократ делал своих учеников
искуснейшими диалектиками» [81,с.152]. Сократа давно нет. Его
же диалоги записаны Платоном. И это весьма важно, но, как по-
казывает практика, они бесполезны нам. Чего-то не хватает в них для того, чтобы они стали источником
для развития каждым индивидом своей способности мыслить и стать личностью. Специально написан-
¦ г=
стань лич
-
ностью
¦ г=¦=
сде
лай себя
¦=¦===
по
знай себя
L=================
===
¦ г=
ин
теллек-
тика
¦ г=¦=
диа
лекти-
ка
¦г=¦===
диа
логика
L================
==
|