соотнесения мыслей - содержание технологии интеллектуального труда. Аристотель объясняет мышле-
ние от простого к сложному, начиная с суждений. Имея в виду важность такого объяснения мысли пой-
дем обратным способом - от макрокомпозиции мышления к его составным элементам.
Диалектическое мышление можно представить, прежде всего, в качестве единства двух ходов
мысли в соответствии с пятым правилом для руководства ума Р. Декарта. Рассматривая же наставления
Платона по этому вопросу, конкретизируем их следующим образом:
мышление
г========¦==========¬
1. отыскание начала
2. систематика
г=========¦=======¬
1.1. обобщением
1.2. историей
«Диалектика рассматривает то, чем является всякая вещь, сверху вниз - путем разделения и опре-
деления - снизу вверх - путем анализа» [3, с. 441].
1.2.3.23. Н. Первое движение мысли
Что это?
«Большинство людей и не замечает, что не знает сущности того или иного предмета: словно она
им уже известна, они не уславливаются о ней в начале рассмотрения, в дальнейшем же ходе этого, есте-
ственно, сказывается: они противоречат и самим себе, и друг другу» [«Федр», 237с]. «... В большинстве
случаев Сократ хотел выяснить истинный смысл данного слова, который обыкновенно смутно сознавали
его собеседники» [110,с.65].
Не только в прошлом, но и сегодня «разговорная речь напоминает песок» [110,с.60] из-за неточ-
ности слов, что и ставит проблему необходимости мышления как средства повышения однозначности
слов в общении и понимании действительности.
Мышление необходимо в том случае, если без него непонятен объект. В таком случае возникает
вопрос «что это?». Однако ... В повседневной жизни очень многое кажется понятным ввиду зазубренно-
сти (запоминания) сведений о нем. На самом деле представления об объектах недостаточно для их
понимания. Исходным является концептуальное понимание, которое предполагает уточнение всей сис-
темы категорий изучаемого объекта. Для этого необходимо «отыскание начала» или, по Платону, - «вос-
хождение к первоначалу» [«Государство, 511д]. «Из начала необходимо возникает все возникающее, а
само оно ни из чего не возникает» [«Федр», 245д]. «... В каждом рассуждении важно избрать сообразное
с природой начало» [«Тимей», 29б]. В ХIХ веке Козьма Прутков это выразил так:
ОТЫЩИ ВСЕМУ НАЧАЛО, И ТЫ МНОГОЕ ПОЙМЕШЬ
1.1. ОБОБЩЕНИЕ является исходным способом отыскания начала. В таком случае имеет место ин-
дукция. Альбин так писал: «Индукцией называется диалектический метод перехода ... от частного к об-
щему» [3,с.442]. К сожалению, это движение мысли тогда не приобрело адекватного значения, а поэтому
нужен был гений Ф. Бэкона для того, чтобы придать должное значение изучению эмпирии. Но и ге-
ния Ф. Бэкона оказалось недостаточно для того, чтобы общество в должной мере осознало важность
этого хода мысли, а поэтому Д.С. Миль разработал соответствующую логику, которая ... увы ... оказа-
лась пока без дела.
Индукция
эмпиризм
позитивизм
прагматизм
Платон показал это так: «Первый - это способность, охватывая все общим взглядом, возводить к
единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет
поучения» [«Федр», 265д].
Диалектические диалоги исходят из обыденного рассудка людей, который явно недостаточен для
понимания объекта. Как же убедить людей в этом? Для этого задают вопрос «что это?» и получают
обычный ответ здравомыслящего человека. Выясняя ограниченность этого ответа, надо задать второй
вопрос так, чтобы человек признал недостаточность ранее данного ответа. Он уточняет свой ответ, кото-
рый снова неполон. Ему снова задают вопрос, который проявляет неполноту его ответа и т.д. Таким
образом, диалог продолжают до того времени, пока не получают наиболее общее (по Лосеву - предель-
ное) определение данного объекта (категории, по Аристотелю), которое охватывает все его формы. Тем
самым строится «пирамида понятий» как основа теоретического понимания объекта.
общее понятие
|