Иначе осмысливал эту проблему В. Минто [110]. Для него проблема лежит в недостаточной сис-
темности трактовки самой логики. Он признавал необходимость гения для решения проблем эволюции
логических форм. Он также акцентировал зависимость решения этой проблемы от господствующих
принципов общественной жизни, которые определяли характер согласования мыслей.
Первое было требованием греческой философии. «Со-
гласуй свои мысли друг с другом» требовала эпоха Аристоте-
ля» [110,с.15]. Второе стало нормой с подчинением филосо-
фии религии: «Согласуй свои мысли с авторитетом», требова-
ли средние века» [там же]. Это требование было модифициро-
вано затем принципом: «Согласуй свои мысли с кошельком бо-
гатых» и безмозглых партократов всех сортов диктаторов. Их монополия господствует до настоящего
времени, хотя новое время все более требует перехода к согласованию мыслей с фактами [см. 110,с.15].
Так что причин, видимо, много, но главной из них является ненужность господствующей элите согласо-
вания мыслей друг с другом и с фактами. Иначе, отсутствует социальный заказ элиты общества на это
сильнейшее орудие труда, являющееся основой монистического теоретического объяснения объектов.
Соответственно конституировался и академико-научный центр («мозг») общества: остепененные имени-
тости науки стали «собаками на сене» для науки. В результате возник камень преткновения интеллекту-
ального прогресса общества: ортодоксальная смерть логики и диалектики - невежество и зло торже-
ствуют.
Педагогика также повинна в интеллектуальном невежестве, монополизирующем общественное
сознание. Одновременно она и первая жертва такого невежества. Поэтому не следует недооценивать
проблем педагогики, пропаганды, дидактики для развития интеллекта как главной, непосредственной
цели всей системы воспитания подрастающего поколения.
Исходным для решения всего множества сто-
ящих проблем может быть превращение логики и диа-
лектики в норму понимания всех объектов с помощью
интеллектики. На этой основе только и может быть со-
здана адекватная метанаука. Естественно, проблема
требует участия многих исследователей в течение дли-
тельного времени. Для этого необходимо объединиться
исследователям интеллектики с тем, чтобы развить да-
лее диалектику.
Пятое
Чтение данных рассуждений недостаточно для
того, чтобы стать диалектиком. Надо упражняться в
построении рядов категорий, соритов, кладограмм на основе приведенных здесь положений. Если их не-
достаточно, то обратитесь к произведениям Платона и других классиков науки (см. литературу). Попы-
тайтесь диалектически объяснить тот же объект, который объяснял и Платон - любовь. Ответьте теоре-
тически на вопрос «Что такое любовь?»
Рекомендация Платона: «Если ты хочешь понять, что я говорю, возьми какой-то один пример и
примени его ко всему» [«Государство», 342б]. Определяющее значение практического выполнения умс-
твенных операций известно с древней поговорки: «ПРЕТЕРПЕВ, ПОЗНАЕШЬ» или «Горьким опытом
дитя учится» [«Пир»,222б]
В
«Пире» Платона, а также и в ряде других его диалогов, в том числе в «Федре», речь идет о люб-
ви. Тема «любви» используется им в качестве средства для обучения мышлению. Теперь надо поменять
их местами: диалектическая мудрость должна стать средством для теоретического объяснения любви.
Платон содержательно рассматривал саму любовь. В определенной мере можно утверждать, что
теория любви дана Платоном, особенно в «Федре». Однако без опережающего овладения диалектиче-
ским методом мышления Платона нельзя понять и теории любви, данной им. Конечно, сегодня не следу-
ет ограничиваться уровнем объяснения любви Платоном. Тем не менее, интересно и его понимание
любви. Особенно это важно в связи с современными трактовками роли любви в жизни общества.
В
настоящее время наблюдается бум сексуальных опусов. «Либидо» празднует торжество, грозя
спидовой и духовной гибелью обществу. П.Д. Успенский в Tertium organum называл любовь орудием от-
бора, а секс (половое чувство) - орудием вырождения [175]: «У людей любовь - это орудие совершенс-
твования расы. Когда из поколения в поколение люди любят, т.е. ищут красоты, чувства, взаимности, то
Согласование мыслей
-----------+------------¬
друг с другом
с авторитетом
с
фактами
диалектика
-------+-----¬
субъективная
объективная
(Сократа) ¦
-----+----¬
Аристотеля
идеализированная
------+----¬
Гегеля
прак-
тическая
|