го явления. Показаны и полезность и взаимность любви, присущая ей исступленность, влечение, оде-
ржимость, неистовство. Названных понятий достаточно для того, чтобы построить эволюционный, диа-
лектический ряд, сорит понятия любви как «костяк» («скелет») соответствующей теории. Попытайтесь
изложить теорию любви на основе вопроса «что такое любовь?» с помощью произведений Платона и
современных авторов. Одновременно вы проверите и свою способность диалектически мыслить.
1.2.4. Проблема диалектического мышления
Кумуляция диалектической технологии
Освоение азов диалектической логики является основанием для поиска ее «исторических
корней». В связи с этим следует попытаться, по крайней мере, некоторым любителям разобраться
самостоятельно в фактах духовного наследия общества, свидетельствующих о наращивании,
кумуляции приемов ТДМ. Случайный поиск потребует громадных затрат труда на выявление
важнейших идей по вопросу. Поэтому предлагаю рекомендации для сокращения сферы поиска.
Диалектика - наиболее важнейшая форма мышления [102,Т.20,с. 367]. В конце ХХ века она вновь
дискредитирована. Большинство исследователей относится к ней уничижительно. Другие просто
забыли о ней. А те, кто ее показывают, то представляют ее бесплодно. Непродуктивны и изложения тех,
кто просто продолжает пересказывать идеи недавнего прошлого. Особенно достается «диалектической
логике». В связи с этим важно выявить факт - существует или нет диалектическое мышление, ДЛ.
Древние обычно учили притчами. На этом построены религии (христианство, буддизм). Многие
диалоги Платона также являются образцами для подражания. Но уже у него имеется формулирование
многих правил истинного понимания объекта с помощью мышления. Аристотель разработал
специально науку о мышлении для того чтобы учить мыслить. Локк попытался более систематично на
новом уровне раскрыть многообразие познаний. Декарт специально разработал руководство для ума.
Кант поставил проблему разработки такой науки, а Гегель попытался ее дать. «... Исследование форм
мышления, логических категорий, очень благодарная и необходимая задача, и за систематическое
разрешение этой задачи взялся после Аристотеля только Гегель» [102,Т.20,с.555].
Многие иные исследователи последних 2500 лет акцентировали эту проблему, предлагали те или
иные приемы мышления и т.п. И первоочередная задача - выявить вклад всех мыслителей в решение
этой проблемы. Приводимые факты не исчерпывают вклада всех исследователей. Поэтому надо
продолжить этот поиск и выявить идеи всех, кто причастен к этой проблеме. И только на этой основе
можно обобщить накопленное обществом духовное наследие по технологии диалектического мышления
(ТДМ)
В целом, эту проблему ставил Маркс, указывая на необходимость анализа того как феномены
группируются, образуют ряды и затем обобщаются системами [102,Т.4,с.132]: «Как из диалектического
движения простых категорий рождается группа, так из диалектического движения групп возникает ряд,
а диалектическое движение рядов порождает всю систему в целом»
категории
группы
ряды
система
Отметим эволюционный ряд интеллекта:
мудрость - риторика - софистика - диалектика - топика - логика
Роль мудрости в жизни осмыслена в древнем Египте. Для греков она уже факт, как и ее
содержание - рассудительность, разумность. На ее основе разрабатывали риторику и в связи с этим
вышли на формирование приемов софистики. И софизмы важны по настоящее время - их надо знать
хотя бы для того, чтобы не подвергнуться обману. Недостаток софистики привел к выдвижению на
первый план диалектики, которую трактовали многообразно. Аристотель специально разрабатывал
приемы (топы) такого мышления (топику, аналитику), которую затем назвали логикой. Диалектика
старше логики. В последующем логика и диалектика шли рядом всю историю, меняясь местами и
субординацией относительно друг друга. В действительности это два элемента ТДМ, в том числе ДЛ.
Недостаточность аристотелевой логики поставила проблему разработки новой формы логики.
Эту проблему поставил Кант и затем Гегель. Термин «диалектическая логика использовал Ф. Энгельс
[102,Т.20,с.536 и 538]. Сущность ДЛ можно высказать словами Ленина: «...диалектическая логика
требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении»
[88,Т.42,с.290]. Главная проблема - определить содержание ДЛ.
|