118
школьники, или жители отдаленных регионов на вопросы, подра-
зумевающие типичные ситуации из жизни студента, обучающегося в
крупном городе европейской части России?). Для этого надо вы-
брать по возможности максимально экономичную процедуру про-
верки валидности. Размеры выборки в эксперименте по проверке ва-
лидности должны быть такими, чтобы можно было надеяться на по-
лучение статистических значимых связей между тестовым показате-
лем и критерием валидности (это, как правило, не менее 30 испы-
туемых).
Если результаты проверки валидности оказываются неудовле-
творительными (коэффициент корреляции явно ниже 0,5, и даль-
нейшее наращивание выборки все равно не оправдает применение
.теста со столь низким показателем валидности), то по собранным
результатам следует произвести простейший анализ пунктов: по-
смотреть, не оказались ли некоторые пункты явно неинформатив-
ными (все испытуемые отвечают одинаково), не оказались ли неко-
торые вопросы явно бессмысленными или слишком «прямыми», со-
циально значимыми в данной ситуации. Не исключено, что при ис-
ключении неудачных пунктов из подсчета тестового балла (после
приравнивания С=0).,искомая валидность будет обнаружена.
В отсутствие доступного внешнего критерия необходимо при-
бегнуть к проверке внутренней валидности, консистентности мето-
дики.
2. Проверить соответствия тестовых норм. Только после полу-
чения позитивного результата при проверке валидности целесооб-
разно расширять выборку и реконструировать эмпирическое распре-
деление тестовых баллов (см. раздел 3.1). Квантили этого распреде-
ления необходимо сравнить с квантилями нормативного распреде-
ления; если расхождения оказываются пренебрежимыми (не превы-
шают ошибку измерения), то, можно принять вывод о приложимо-
сти к данной популяции универсальных тестовых норм. Но на к
практике чаще возникают значимые отличия (оценка близости двух
распределений производится по формуле (3.1.15) на с. 9.6). В этом
случае психолог должен построить так называемые частные тесто-
вые нормы, причем не только для использования в собственной ди-
агностической практике, но и для пополнения информационно-ме-
тодического банка данных отечественной психодиагностики (копию
таблицы распределения тестовых баллов психолог должен послать в
тот диагностический методический центр, с которым он поддер-
живает методические связи - получает методические материалы,
проходит переподготовку и т. п.).
Подчеркнем, что абсолютное большинство ситуаций, которые
обычно расцениваются как ситуации «применения», на самом деле
являются ситуациями более или менее серьезного «внутрикультур-
|