137
придумать такой вопрос (а значит, и множество вопросов), который
при многомерном анализе матрицы данных даст вектор, проходящий
в окрестности любой наперед заданной точки многомерного, про-
странства черт. Из этого следует, что любой локус пространства черт
(в том числе и разреженный - такой, который не дает группировки
пунктов на данном конкретном перечне, не дает шкалы) можно за-
полнить группой скоррелированных вопросов и получить новую
шкалу, измеряющую нечто промежуточное тому, что измерял оп-
росник в своем исходном варианте.
Выбор той или иной системы шкал (черт) во многом определя-
ется замыслом разработчика или исходным перечнем, которым он
располагает.
Следовательно, теоретическая релевантность системы шкал
должна определяться в данном случае не прогностичностью (эта си-
туация является в чем-то парадоксальной для традиционных пред-
ставлений о научности, что и порождает множество дискуссий и
противоречивых точек зрения), а чем-то другим -теоретической мо-
делью или исторически сложившимися в данный момент в данной
культурной популяции «опорными» (популярными) измерениями,
которые выделяются и обосновываются эмпирически на уровне
обобщений обыденного сознания.
Дня каждой из трех подсистем, выделенных выше, необходим
особый подход. Так, в первой подсистеме - конституциональной -
предпочтение той или иной системы черт основывается на базе ней-
рофизиологических теорий (например, типов нервной системы или
взаимоотношений между различными функциональными отделами
ЦНС и др.).
Для второй подсистемы - социально-обусловленных черт - вы-
бор предпочитаемых систем шкал может определяться на основе ка-
кой-либо теории (например, Леонгард К., 1981 теория акцентуа-
ций; Личко А. Е., Иванов М. Я., 1981 опросник ПДО), а может быть
выбран и эмпирически (Cattell R. et al., 1970). Однако при этом необ-
ходимо учитывать влияние популяции. В разных популяциях могут
быть преобладающими различные системы оценок. Перенос на но-
вую популяцию (например, с американской на русскоязычную) не
может быть выполнен автоматически, посредством простого перево-
да (даже квалифицированного). Для каждой популяции при эмпири-
ческом выборе системы шкал необходимо проводить и эмпириче-
скую работу, выявляющую преобладающие в данной популяции
системы черт личности и способы их рефлексии.
Для третьей подсистемы подходят только индивидуально ори-
ентированные экспериментальные методы. Люди различаются по
тому, какую именно систему собственных субъективных параметров
(конструктов) они используют для оценки и предсказания своего по-
|